Шрила Рупа Госвами

Шрила Рупа Госвами Пад
20.08.2021 г. (вечер)
Триданди Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж

По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
Вчера был день ухода Шрилы Рупы Госвами Пада. И обычно для меня это тяжелый день. В эти дни у меня, такое, странное настроение, не знаю почему, но так происходит. Я вспоминаю своего Гурудева, многие другие вещи, и это не простые дни для меня.
Эти дни очень серьезные, они наполнены серьезностью. Мы должны понять, что серьезность очень важна в вайшнавизме. Есть веселая сторона нашей жизни, и есть серьезная сторона.
Кто, на самом деле, может чувствовать разлуку с Шрилой Рупой Госвами?  Я не чувствую разлуку с Шрилой Рупой Госвами. Но, Рагхунатха Дас Госвами, действительно испытывает разлуку с Шрилой Рупой Госвами.
Рагхунатха Дас очень прославлял Гирирадж Говардхан в своей аштаке:

ниджа-пати-бхуджа-дандаччхатра-бхавам прападйа
прати-хата-мададхриштод-данда-девендра-гарва
атула-притхула-шаила-шрени-бхупа прийам ме
ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам

Он говорит, что Гирирадж Говардхан – это Харидаса-варья (лучший из слуг Хари). Он написал много других прославлений, посвященных Гирираджу. Рагхунатха Дас прославлял и Радха Кунду. Но, что произошло, когда Рупа Госвами оставил этот мир? Как изменилось отношение Рагхунатхи Даса к Говардхану и Радха Кунде? 
И сейчас, когда Рупа Госвами (кто поддерживает его жизнь) не присутствует в этом мире, он пишет:

ш́ӯнйа̄йате маха̄-гош̣т̣хам̇
 гирӣндро ’джагара̄йате
 вйа̄гхра-тун̣д̣а̄йате кун̣д̣ам̇
 джӣва̄ту-рахитасйа ме

«Вся земля Враджа опустела, она подобна городу призраков. Говардхан стал похож на огромного питона, готового поглотить меня. А Радха Кунда подобна тигрице, которая хочет напасть на меня». 
Это настоящая разлука. То, что до нее было трансцендентным, полным жизни и счастья, сейчас стало противоположностью. Это настоящая разлука, когда даже бхакти теряет свой смысл.
И мы должны учиться тому, что из себя представляет настоящая разлука. Мы должны понять все, что касается бхакти. В самом начале тура я объяснял, как нам понять, что такое любовь. Мы не должны думать, что, если мы испытываем какие-то спонтанные чувства, то это и есть любовь. Разлука – это вершина любви.

Нам следует делать то, чему учит Шри Рагхунатха Дас Госвами, потому что он непосредственно связан с Рупой Госвами. Вчера вечером я подробно описывал отношения Рупы и Рагхунатхи Даса Госвами.
Что дает нам Шри Рагхунатха Дас? Это понимание того, кто такой Рупа Госвами, кто такая Рупа Манджари. Что Рупа Госвами дал всем Рупанугам? Он принес нектар с Голоки Вриндаваны и раздал его всем басплатно.
Но в нашем нынешнем состоянии мы не можем служить так, как Рагхунатха Дас и другие преданные. Мы не можем на основе своего воображения считать, что мы уже стали Рупанугами и Раганугами. Но, что мы можем делать? Мы можем молиться, чтобы обрести такое настроение. Это единственное, что мы можем делать, чтобы обрести настроение, как у Рагхунатхи Даса Госвами.

Мы можем молить: «Когда же наступит тот день? Когда я смогу служить Рати Манджари и Рупе Манджари? Когда я смогу служить, как мой Гурудев, как наша Гуруварга?» Это мы можем делать. Это не будет настроением сахаджии. Мы молимся, чтобы обрести все это по милости.

Шрила Рупа Госвами явил нам также, чем является бхакти-раса. В первом стихе Шримад Бхагаватам говорится:

джанма̄дй асйа йато ‘нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
 тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе мухйанти йат сӯрайах̣
 теджо-ва̄ри-мр̣да̄м̇ йатха̄ винимайо йатра три-сарго ‘мр̣ша̄
 дха̄мна̄ свена сада̄ нираста-кухакам̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи


О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи, первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены Им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные, временно проявленные взаимодействием трех гун природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина.

Этот стих можно объяснить пятью способами. Первым толкователем, по одной из версий, является Господь Брахма, ади-кавае. Кришна проник в сердце Брахмы через звук Своей флейты, и вложил знание четырех Вед.

Затем пришел другой кави – Шукадев Госвами, и рассказал Шримад Бхагаватам. Но он не раскрыл всего в Бхагаватам, он не мог явить все. Даже имя Радхи, он там не упоминает. Поскольку, если бы он произнес имя Радхи, то впал бы в транс на полгода, и не смог завершить повествование Шримад Бхагаватам. Но косвенно он указал на имя Радхи во многих стихах. Тем не менее, многое осталось не сказанным. 
Бхагаватам написан таким языком, что можно предполагать множество пространных интерпретаций. Очень трудно понять Бхагаватам, нужна реализация, чтобы научиться читать между строк. 

Но, что сделал Рупа Госвами? Он в полной мере описал все истины для нас. Он прекрасным образом описал игры Радхи и Кришны. Особенно важно то, что он дал научное определение, чем является бхакти-раса. Шрила Рупа Госвами открыл дверь к враджа-преме для всех джив этого мира. Изначальная враджа-према – это гопи-према, или шрингара-раса (мадхурья-раса, ади-раса изначальная).
Поэтому в строке 
джанма̄дй асйа йато ‘нвайа̄д итараташ́ ча̄ртхешв абхиджн̃ах̣ свара̄т̣
Ади указывает на ади-расу, или мадхурья-расу.

Шрила Гурудев объясняет, что очень важно понять стих в песне:

йан кали рупа шарира на дхарата
тан враджа-према, маха-нидхи кутхарика, 
коун капата угхарата

Здесь говорится, что, если бы Рупа Госвами не появился в Кали-югу, кто бы открыл двери в сокровищницу враджа-премы? Никто другой не смог бы это сделать. 

Рупа Госвами очень ясно описал все игры Радхи и Кришны, и это не нуждается в других толкованиях. Даже такие великие поэты, как Джаядева Госвами, Чанди Дас, Видьяпати не писали об этом. Насколько возвышенная личность Джаядева Госвами? Сам Махапрабху любил его киртаны. Но, когда он хотел написать, что Кришна пришел поклониться стопам Радхарани и украсить Ее, его перо остановилось (Шри Гита Говинда):

смара-гарала-кханданам 
 мама шираси манданам 
 дехи пада-паллавам ударам

Кто же написал эти строки? Сам Кришна пришел и дописал. Он сказал: «Джаядева, ты не можешь это написать, но Я могу».
Поэтому Рупа Госвами – ади-кави, лучший из поэтов. Он смог описать все эти лилы без колебаний. Он описал высшее положение Радхарани, о чем не писал никто ранее. 
Шрила Гурудев рассказывал лилу, как Кришна хотел стать служанкой Шримати Радхики. Однажды, Он захотел украсить Шримати Радхику, и принес цветы, чтобы вплести в Ее волосы. Но Она сказала: «Эй, это плохие цветы! Иди найди другие, но ни какие-нибудь, а такие, до которых не дотрагивался шмель».

Но, такие цветы трудно найти, поскольку шмели повсюду летают. Радхарани дала Кришне трудное задание. Сколько времени нужно искать такие цветы? Но Кришна тоже не промах. Он тут же пошел в лес, нашел такие цветы, и счастливый принес их Шримати Радхике: «Вот цветы, которые Ты хотела». 
Что было дальше? Он спросил: «Что я еще могу сделать для Тебя?» Кришна хочет, чтобы Радхарани приказывала Ему, что нужно сделать. 
Таким образом, в Шримад Бхагаватам есть все это, но не все могут это понять. 

Сейчас я хочу рассказать об одной очень важной вещи, слушайте, пожалуйста, внимательно. 
В Шримад Бхагаватам есть такое понятие, как упакрама, что означает, какова тема этой книги, какова ее природа. Природу я описывал, когда мы разбирали первый стих Шримад Бхагаватам. Ее источником является ади-раса (мадхурья-раса), прямо и косвенно, встреча и разлука.
Каково заключение этой книги? Это раса-лила. И это только один аспект, касающийся Кришна-лилы. Если посмотреть с точки зрения Гаура-лилы, то что будет упакрамой, природой этой книги? Это будет дасья-раса. Дасья по отношению к Махапрабху.
Если мы будем служить Махапарабху в дасья-бхаве, то обретем мадхурью к Радхе Кришне. И каково заключение в этом случае? Это описывается в последнем стихе Бхагаватам. Там говорится о славе Нама-санкиртаны (12 песнь).
Кришна – лила-пурушоттама. Махапрабу – према-пурушоттама. Почему Кришна не является према-пурушоттамой? Мы говорим: «Наша цель – Кришна-према». Но Кришна не является према-пурушоттамой, поскольку в Кришна-лиле Он не может говорить обо всем. Он ограничен в Кришна-лиле. И отношения с Его спутниками тоже ограничены. 

Но, когда в этот мир приходит према-пурушоттама, Шри Чайтанья Махапрабху, тогда все полностью раскрывается.
И так, Кришна совершает раса-лилу, и Своей флейтой собирает вокруг себя всех гопи. А что делает Махапрабху? Он совершает санкиртана-расу, и вместо флейты у него мриданга и караталы. Он собирает звуками мриданги и каратал всех преданных, чтобы они все вместе совершали санкиртана-расу.
И во время этой санкиртана-расы, према раздается всем. Но, во время раса-лилы прему получают только гопи, то есть она только для вип-персон.
Но Махапрабху раздает всем. Шри Чайтанья Махапрабху предсказал, что в каждом городе, и каждой деревне будут проповедовать Его имя. Что это за имя? Это не обычное имя, это према-нам. 

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
 татрарпита нийамитах смаране на калах
 этадриши тава крипа бхагаван мамапи
 дурдаивам идришам ихаджани нанурагах

В Шри Шикшаштаке говорится, что в этом имени содержатся все шакти Кришны. Это означает, что в према-наме есть Радха-према. Шакти Кришны – это Радха. И если все шакти содержатся в имени Кришны, значит Радха присутствует в нем.
Кришна дарует служение Себе, но Махапрабху дает служение Радхарани. Постарайтесь это понять, это очень важно. И кто же нам позволяет понять все это? Это Рупа Госвами Пад.
Как вчера мы говорили, Рупа Госвами – это воплощение сердца Радхарани, Ее махабхавы. Поэтому, между Рупой Манджари и Радхарани, практически, нет разницы. Рупа Госвами знает все. 

Когда Кави Карнапур говорит, что Махапрабху вошел в сердце Рупы Госвами, и дал ему все, что это может означать? Что дал ему Махапрабху, если он и так все знает? Это дхарья-дхарана-шакти – энергия, позволяющая хранить терпение. Дхарья – терпение (самообладание).  Поскольку, единственное, что нужно Рупе Госвами – это самообладание, чтобы написать это все.
У Шукадева Госвами не было этой шакти, поэтому он не мог произнести имя Радхарани, без того, чтобы не впасть в транс на полгода. 
Но Шри Рупа должен был все описать, поэтому он не мог себе позволить впадать в экстаз. И Махапрабху дал Рупе Госвами только одно – шакти, позволяющее сохранять самообладание. 

Госвами собирались вместе в Храме Радхи Дамодары, в Сева Кундж во Вриндаване, и рассказывали друг другу харикатху. Лучшим рассказчиком Бхагавата-катхи был Рагхунатха Бхатта Госвами. Он рассказывал сладостным голосом, и все Госвами погружались в экстаз. У них текли слезы, они дрожали, катались по земле, теряли сознание. Аштасаттвика-бхавы полностью проявлялись в них. Они уже даже не осознавали о чем идет речь, их умы были погружены в транс.
Но Рупа Госвами сидел неподвижно, не было никакой внешней реакции. И когда Госвами посмотрели на него, то подумали, что он, наверно, умер. Тогда решили проверить его дыхание. Они поднесли хлопковую ниточку к его носу, и она вспыхнула. Сколько огня было внутри него, каково было могущество саттвика-бхав, которые он сдерживал, не проявляя.
То же самое проявлял наш Шрила Гурудев. Он тоже наделен дхарья-дхарана-шакти. И невозможно понять, когда в них происходят эти трансформации, поскольку они сдерживают их внутри. А иначе, как бы они рассказывали харикатху? Они бы не смогли. Но иногда можно заметить определенные признаки на их лице. 
Такова слава Шрилы Рупы Госвами.

Сейчас я хочу подвести итог. Есть замечательная книга Шрилы Рупы Госвами «Уткалика-валлари». В этой книге Рупа Госвами смиренно обращается к Радхе и Кришне: «Я хочу бхакти, бхава-бхакти». Но, почему он просит о бхава-бхакти? Он говорит: «Тогда я смогу наслаждаться Вашей сладостью». 
Что значит наслаждаться? Что здесь имеется в виду? Это эгоистическое наслаждение или нет? Наслаждаться значит – служить обоим Вам.
Рупа Госвами говорит: «Хоть я не квалифицирован, я прошу хотя бы о капле бхава-бхакти». И здесь проявляется два противоречивых чувства. Одно – это «я не квалифицирован, и вряд ли когда-то смогу обрести бхава-бхакти. У меня столько анартх, материальных привязанностей. Бхава-бхакти не достижима для меня». И это реалистичные мысли.
Но при этом есть другая противоречащая мысль: «Я все равно хочу этого, у меня есть жажда. И не важно квалифицирован я или нет, все равно я хочу этого». 

Радха и Кришна спрашивают Рупу Госвами: «Зачем это тебе?»
Рупа Госвами отвечает: «Потому что я хочу служить Вашим лотосным стопам. Если я смогу обрести эту бхаву, то я смогу должным образом служить Вам. Но без бхава-бхакти, как я смогу служить Вам? Поэтому даруйте мне служение и адхикар для этого».
Затем, Рупа Госвами говорит: «Некоторые думают, что Рупа Госвами (Рупа Манджари) поклоняется только Радхарани, но это ошибочная идея. Иногда люди думают, что манджари повторяют только имя Радхи. Но, на самом деле, они всегда хотят служить Божественной Чете Радхе и Кришне».
Рупа Госвами продолжает: «Я хочу слышать звук флейты Кришны вместе со звуком ножных колокольчиков (нупур) Радхи, которые издают прекрасный переливающийся звук. Я хочу слышать их одновременно. И я хочу вдыхать запах тела Радхи вместе с запахом тела Кришны. И я хочу видеть красоту Радхи Кришны вместе. Я хочу касаться лотосных стоп Радхи и Кришны вместе. А, когда Они устанут и лягут на цветочную постель, я распущу свои волосы, и буду вытирать пыль Вриндавана с Их лотосных стоп. Затем, я пойду на Ямуну, наберу воды в золотой сосуд, и буду омывать тела Радхи и Кришны».
 
Таково настроение Рупы Манджари, всегда служить Божественной Чете. И ради служения, она даже может обмануть. Особенно, если это нужно для служения Радхарани.

Однажды, Кришна задержался у Чандравали, и к Радхарани пришел поздно. И до этого, Рупа Манджари знала, что Он у Чандравали. Видя, что Радха гневается на Него, она побежала в лагерь Чандравали, смело зашла туда (это очень опасно, это все равно, что зайти на вражескую территорию, но Рупа Манджари очень смелая), и обратилась к Кришне: «Кришна, демон появился во Вриндаване, Ты должен срочно идти. Жизнь всего Вриндавана подвергается опасности! Пожалуйста пойдем! Убей этого демона!»
И Кришна говорит: «Чандравали, я должен уйти».
И Рупа манджари ведет Кришну к Радхарани. Это то, что мы должны знать, и к чему должны стремиться. Шрила Гурудев говорил, что мы должны всегда задумываться: «Насколько я следую Рупе Госвами?» Прежде, чем следовать Рупе Манджари мы должны научиться следовать Рупе Госвами.
И тогда мы возвращаемся к первому стиху Шри Упадешамриты:

ва̄чо вегам̇ манасах̣ кродха-вегам̇
 джихва̄-вегам ударопастха-вегам
 эта̄н вега̄н йо вишахета дхӣрах̣
 сарва̄м апӣма̄м̇ пр̣тхивӣм̇ са ш́ишйа̄т

Мы должны владеть своими чувствами, и должны понимать, что благоприятно для бхакти, а что нет.
Рупа Госвами занимает высочайшее положение. Он мог бы быть прайоджана-ачарьей. Но почему он не занимает это положение? Он этого не делает, потому что он является частью этой цели. Какова цель? Цель – служить Радхарани под руководством Рупы Манджари.
Поэтому, проявляя смирение, он не говорит, что все должны прийти через меня. И был избран Рагхунатха Дас Госвами, чтобы объявить об этом. 
На этом мы заканчиваем наш фестиваль. Я очень рад, что мы смогли его осуществить. Я хочу выразить благодарность преданным, которые все организовали и пригласили меня.

Гоура Премананде!