Многие люди считают, что все мы - Бог. Однако эзотерические знания, раскрытые в Ведах , противоречат этой идее. Индивидуальная душа подобна Богу по качеству, но отличается по количеству. Эта концепция известна как ачинтья бхеда-абхеда таттва: непостижимое одновременное различие и сходство между душой и Богом. 
Кто мы, согласно Веданте?
Когда мы входим в этот мир, мы думаем: «Я владею всем. Я - отец, я - сын, я - мать, муж и царь. Я сам Бог». И тогда Майя скажет: «Если вы думаете, что этот мир создан для вашего наслаждения, я одарю вас всеми беспокойствами в виде четырех материальных страданий: рождения, болезни, старости и смерти». 
Будучи вынужденной постоянно переселяться из одного тела в другое, в соответствии со своей кармой, душа иногда становится царем, иногда слугой; иногда мужчиной, иногда женщиной; иногда она воплощается полубогом на небесных планетах, иногда отправляется в ад; иногда воплощается в теле животного, насекомого, растения и т. д. Но, несмотря на постоянное стремление к самоудовлетворению, закон этого материального мира таков, что само усилие, направленное на получение удовольствия, становится причиной всех страданий.
Душа, обусловленная материальным миром, также подвержена четырем типам недостатков: склонность обманывать других и себя; иметь несовершенные органы чувств, не всегда способные дать точную информацию о чем-либо; постоянно находиться в иллюзии; и склонность совершать ошибки. Поэтому любая попытка получить точную информацию о чем-либо всегда приводит к ошибке, не говоря о попытке понять трансцендентную Истину. 
Веды говорят нам, что Видура, близкий друг Кришны, однажды отправился в Бадрикашрам в Гималаях, чтобы встретиться с мудрецом Майтреей, аскетом, получившим все знания о Кришне. Видура спросил его: «Почему, хотя душа является сознательным существом и всегда связана с Кришной, она в конечном итоге запутывается в иллюзии материального мира?» 
Согласно Ведам, мы не являемся и никогда не будем Богом. Для Бога нет никакой пользы в том, чтобы стать каждым из нас и жить в страданиях этого материального мира. Бог вечен, совершенен в Себе, самоудовлетворен, самодостаточен и полон блаженства. Следовательно, утверждение о том, что Бог стал таким же простым смертным, как мы, является ересью.

В « Бхагавад-гите » (15.7) Кришна говорит: «Все души являются вечными фрагментарными частицами Меня». Все души, по своей природе, являются вечными слугами Бога и были созданы для того, чтобы посвятить себя любовному преданному служению Ему. Однако, когда мы соприкасаемся с иллюзорной энергией Господа, называемой Майей , мы начинаем отождествлять себя с материальным телом и заниматься удовлетворением своих материальных чувств и желаний. 

 «Среди всех вечных душ, Кришна — Вечное Верховное Существо; и из всех сознающих живых существ, Он является Высшим Сознанием. ( Катха Упанишад 2.2.13) 

 «Хотя души не отличны от Кришны, они также вечно отличны от Него. Вечное различие между душой и Кришной состоит в том, что Кришна является Господом Майи , тогда как души могут попасть под контроль Майи, даже после освобождения, из-за своей конституциональной природы». ( Даша-мула-таттва 5

 Согласно Ведам, душа может пребывать в различных телах, таких как человеческие существа, насекомые, птицы, животные, деревья и растения, даже в мельчайших червях, однако ее вечное предназначение, быть слугой Господа, не меняется. Хотя мы не являемся этим телом, теперь мы думаем: «Я — это тело». Это происходит благодаря непостижимой энергии Кришны, называемой Майей
Майтрея ответил: «Я могу вкратце рассказать тебе, какова единственная причина: Кришна наделен силой, способной сделать невозможное возможным и скрывает свою собственную милость, тем самым обуславливая души в этом мире». 
Область, из которой происходят души, называется татастха-шакти, и расположена между материальным миром и трансцендентным миром. Это означает, что у душ не было прежде никакого контакта с Кришной, хотя у них есть скрытая склонность служить Ему. Именно по этой причине ни одна душа никогда не падала из обители Бога, потому что, однажды достигнув этой обители, оттуда уже никто не возвращается.
Такова сила Кришны, и душа не может ничего сделать против Его воли. Пока душа занимается кармической деятельностью, Кришна в образе Параматмы, присутствующей в сердце каждого живого существа, наблюдает за его действиями и наделяет всех соответствующей кармой. Они как две птицы, сидящие на одной ветке. В то время, как одна ест плоды дерева, другая просто наблюдает. В зависимости от наших поступков, Кришна наделяет нас кармой за каждое действие, никогда не допуская ошибок. 
Зачем же тогда Кришне делать то, что причиняет душам сильные страдания? Ответ заключается в том, что существуют разные игры Кришны, включая создание материального мира и заточение в нем душ. Только так Он сможет проявить качества сострадания и милосердия, спасая души от когтей Майи .
Не должно быть недостатка в разнообразии игр Кришны. Кришна полностью независим. Вы не можете задать Ему вопрос: «Кришна, почему Ты создал мир таким?» Вы не можете понять Его с помощью логики и аргументов. Бросать вызов Ему — не лучший способ понять Его, нужно молиться и просить Его о милости. В «Гите» (10.10) Кришна говорит, что «тем, кто предан и с любовью постоянно поклоняется Мне, Я даю понимание, благодаря которому они могут прийти ко Мне».
Мы не можем понять трансцендентные вопросы нашим материальным умом. Поэтому мы должны полагаться исключительно на то, что сказано в Ведах и особенно в "Шримад-Бхагаватам », который является сутью всей ведической литературы. Мы должны полагаться исключительно на учения великих мастеров и на милость самого Кришны, чтобы понять тайны жизни.
Мудрец Майтрейя продолжал: «Там, где нет света, есть только тьма. Что такое тьма? Существование тьмы не является независимым; это просто отсутствие света. Точно так же, если нет служения Кришне, будет иллюзия. Так же, как если бы вы спали и увидели во сне свою голову отрубленную. Однако, когда вы просыпаетесь, вы видите, что все это не было реальностью. Точно так же, когда вы пробудитесь в сознании Кришны, по милости духовного учителя, вы подумаете: «То, что я видел как реальность, было всего лишь сном». Если приходит страдание, не нервничайте и не расстраивайтесь. Думайте, что это страдание является очевидным и существует только потому, что вы находитесь в неведении».
Когда мы достигнем духовного совершенства, мы увидим, что на самом деле нет ни рабства, ни освобождения. Обусловленная душа просто думает, что существует и то, и другое. На самом деле страдание не существует само по себе. Что существует, так это отождествление ума с проблемой и ее последующая интерпретация. Вечная природа души полна блаженства, а страдание приходит, только когда есть отождествление с низшими телами. Как только душа, озаренная трансцендентным знанием, порвет с этим отождествлением, любая проблема или беспокойство, причиненные ей, перестанут быть страданием и будут рассматриваться как милость Кришны. 

 «Подобно тому, как луна, отражающаяся в воде, кажется подвижной, как бодто она связана с природой воды, так и душа, соприкасаясь с материей, кажется материальной» (Шримад-Бхагаватам 3.7. 11) 

 Луна в небе. В озере есть вода и в ней отражается луна. На берегу озера так же есть дерево. Когда дует ветер, колыхая воду озера, кажется, что луна и дерево двигаются. На самом деле, дерево и луна остаются неподвижными в своих первоначальных положениях. Аналогичным образом, душа всегда служит Кришне, но пока она находится под влиянием Майя , вы будете думать, что у вас нет с Ним отношений. Даже живя в этом состоянии материальной обусловленности, мы все так или иначе служим Кришне. Все живые существа являются вспомогательными актерами вечных игр Кришны в этом мире.
Если мы накроем часы тканью, мы не увидим никакого движения, но стрелки продолжат двигаться. Точно так же каждая душа, даже, если она обусловлена, остается вечной служанкой Кришны и всегда служит Ему. 

 «Трансцендентная сущность души — быть вечной служанкой Кришны. Души происходят из пограничной энергии Кришны и одновременно едины и отличны от Него». ( Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила 20.108) 

 Все мы, как души, обладаем прекрасным и удивительным трансцендентным телом. Каждая душа, будучи вечной и неизменной, уже имеет личность, отношения и особое служение Кришне. Но на обусловленной стадии душа, как замороженная. У нее уже есть все индивидуальные особенности, но она еще не может их проявить. Только после того, как мы пройдем различные стадии практики бхакти - йоги, мы можем постепенно "разморозить" душу, чтобы, наконец, возродить нашу внутреннюю природу вечных слуг Кришны. 
«После многих-многих рождений мы обретаем редкую форму человеческой жизни, которая хоть и временна, но дает нам возможность достичь высшего совершенства. Поэтому трезвый человек должен стремиться к высшему совершенству жизни, пока его тело не распалось и не умерло. Кроме того, чувственные наслаждения доступны даже самым отвратительным видам жизни, в то время как сознание Кришны доступно только тем, кто воплотился в человеческое существо». ( Шримад - Бхагаватам11.9.39) 

 Этот мир не принадлежит нам; здесь мы как беженцы. Мы забыли Кришну и поэтому являемся заложниками своих собственных действий. Если, получив человеческое тело, мы продолжим посвящать себя только еде, сну, совокуплению и защите себя, мы потеряем еще одно рождение, ведя себя как животные. Преимущество обладания человеческим телом состоит в том, что вы можете делать то, что не может делать ни одно другое существо: любить Верховного Господа Кришну и служить ему.