"Немногие имеют удачу слышать о душе. Среди тех немногих, кто слышал о ней, большинство не может понять, почему так трудно найти гуру, который является подлинным толкователем Истины. Квалифицированный и заслуживающий доверия гуру встречается очень редко. Только те, кто следуют учению такого гуру, могут понять Истину и стать экспертами науки преданного служения, бхакти-йоги. Идеальный ученик также редок». (Катха-Упанишад 1.2.7)
Идеальный ученик
Думать, что гуру зависит от нашего служения, — это оскорбление. На самом деле, он делает это для нашего собственного очищения и духовного продвижения.
В знаменитом стихе «Бхагавад-гиты» 4.34 Кришна объясняет, что искренний ученик должен «стараться познать Истину, обращаясь к духовному учителю с почтением, со смирением задавая ему вопросы и оказывая ему служение». Не приняв смиренного и покорного настроения, мы никогда не сможем привлечь любовь и милость Учителя.
Ученик, который думает, что гуру существует для его собственного удовлетворения, стремится наслаждаться присутствием гуру или его благами, такими как храмы, имущество, богатство, пища, слава и так далее,  -  просто наслаждающийся приспособленец, он никогда не будет иметь доступ к истинному сокровищу своего учителя: его вниманию и любви. 
Существует три типа учеников, которые, получив приказ гуру, реагируют следующим образом. Первый плохо слушает приказ гуру и уже обдумывает, выполним он или нет, еще до попытки его исполнить. Второй слушает и бежит исполнять, но если встречает препятствие и ему не удается сразу достичь успеха, сдается и возвращается с пустыми руками, не продолжая попытки. Третий, услышав, бежит выполнять и возвращается только после успешного исполнения, так как твердо верит, что его гуру поможет ему добиться успеха. Из этих трех типов первый является худшим, второй приемлемым, а третий похвальным.
Идеальный ученик никогда ничего не ожидает от своего гуру. Он осознает, что принять гуру означает служить ему, а не получать от него служение. Он старается действовать всегда благоприятным образом в отношении других учеников, без какого-либо духа соперничества или зависти. Он знает, что любовь гуру безусловна и не зависит ни от каких внешних проявлений привязанности. Идеальный ученик принимает любое наказание или упрек от своего гуру, потому что знает, что это приносит великое очищение.
Идеальный ученик должен быть особенно искренним. Искренность означает, что, несмотря на многочисленные недостатки и плохой характер, он никогда не будет пытаться использовать эти недостатки для получения какого-либо преимущества перед своим гуру, пытаясь оправдать свои ошибочные поступки силой привычки. Искренность также означает - отказ от мирской религиозности, экономического развития, чувственных наслаждений и безличного освобождения, и принятие трансцендентной цели - любви исключительно к Верховному Господу.
Идеальный ученик, несомненно, получит милость и привязанность своего гуру, и он также может стать идеальным гуру в будущем. Он считает гуру своей жизнью и душой. 
Каков долг идеального ученика? Он не должен просто говорить, что у него есть гуру. Он должен использовать свое тело, ум и речь и служить миссии своего гуру с полной отдачей и преданностью. Истинный ученик всегда стремится удовлетворить своего гуру и следует его наставлениям. Ученик, посвятивший себя служению своему гуру, должен думать о нем как о своем защитнике. Тогда гуру великодушно принимает ученика и учит его процессу любовной преданности Богу. Если нет веры в гуру, не будет прогресса на пути бхакти-йоги.Поэтому вы всегда должны быть уверены в эффективности этого процесса. Имейте твердую веру в гуру. Не думайте, что он обычный человек и, поскольку он находится в человеческом теле, подобном вашему, он не является освобожденной душой. Мы должны понимать, что гуру — вечный спутник Кришны и обладает всеми трансцендентными качествами. Он приходит в этот мир с единственной целью - помочь нам достичь духовного совершенства, но ведет себя так, как будто ему нужно служение своих учеников, но только для того, чтобы дать им шанс очиститься через это служение.