Кажется, в некоторых стихах Веды указывают на то, что Бог не имеет формы и качеств. Тем не менее, истинное учение Вед утверждает, что Бог имеет вечную трансцендентную форму. Он величайший из великих и наименьший из самых малых. Он настолько всеобъемлющ, что может вместить внутри Себя бесконечные Вселенные, и в то же время Он настолько мал, что может пребывать внутри атома. Бог — это тот, у Кого нет соперников. Тот, Кому никто не уподобится и с Кем никто не сравнится, Он - уникален.
Трансцендентная Форма Бога
Есть еще один момент, который мы должны рассмотреть. В Священных Писаниях такие слова, как ниргуна (без качеств), ниракара (без формы или содержания), арупа (без формы или красоты) и авьякта (непроявленный), не являются корневыми словами. Из гуны (качества) возникает ниргуна (без качества); из вишеши (особенности или уникальности) возникает нирвишеша (отсутствие особенности); из акары (формы и содержания) возникает ниракара. Когда мы считаем, что форма существует, мы можем представить себе отсутствие формы. Отрицать возможно только то, что существует. Мы не можем думать об атеизме без существования теизма.
Постичь и определить можно только то, что существует. Поэтому, когда кто-то говорит, что Бога не существует или что у Него нет формы, он автоматически устанавливает существование того и другого. Никто не может думать или определять то, чего не существует. Таким образом, если можно думать о Боге и описать Его с помощью языка, то Он существует.
В отличие от всех других теистических традиций, Ведическая литургия представляет Бога гораздо более сложным и полным образом. Согласно Ведам, Бог имеет три аспекта одновременно.
«Великие мистики, знатоки Верховного Господа Кришны, показывают, что несмотря на свою неделимость, Кришна проявляется одновременно в трех различных аспектах, таких как Брахман (безличный аспект, сияние, исходящее от тела Кришны), Параматма (локализованный аспект Кришны внутри каждого атома и в сердце каждого живого существа) и Бхагаван (Его личность и изначальная форма)». ("Шримад-Бхагаватам" 1.2.11)
Бог не может ограничиться представлением, что обладает только одним из этих аспектов, как утверждает монистическая школа Шанкарачарьи, известная как Адвайта-веданта. Другое утверждение, сделанное школой Адвайты, Шанкарачарьи, состоит в том, что Брахман становится Ишварой (или Бхагаваном), когда Он вступает в контакт с майей, то есть, Абсолютная Истина сначала безлична, а затем становится личностью под влиянием иллюзорной материальной энергии.
Однако эта идея была опровергнута Самим Кришной пять тысяч лет назад, задолго до рождения Шанкарачарьи. Кришна говорит в "Бхагавад-гите":
«Люди, лишенные разума или распознавания, думают, что Я был безличным, а затем принял эту Личность. Они не знают Моей трансцендентной природы, которая является нетленной и превосходит всё сущее». ("Бхагавад-гита" 7.24)
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я принимаю человеческую форму. Они не знают о Моей трансцендентной природе и Моей верховной власти над всем сущим».
("Бхагавад-гита" 9.11)
Кроме того, Кришна является лично в этот мир, а также проявляет Себя в форме Своего божества, известного как виграха. «Ви» означает особый, а «грахан» означает, что Он принял эту форму добровольно. Через божество Кришна получает всё, что мы предлагаем Ему с любовью и преданностью.
В «Веданта-сутре» говорится: пратикена на хиса – «в форме божества, Он есть Сам Кришна» или «Это не статуя, а Сам Кришна». «О Абсолютная Истина, поддерживающая все живые существа, Твое лицо скрыто Твоим ослепительным сиянием, подобным золоту. Сними этот покров и явись Своему преданному». ("Ишопанишад" 15)
Постичь и определить можно только то, что существует. Поэтому, когда кто-то говорит, что Бога не существует или что у Него нет формы, он автоматически устанавливает существование того и другого. Никто не может думать или определять то, чего не существует. Таким образом, если можно думать о Боге и описать Его с помощью языка, то Он существует.
В отличие от всех других теистических традиций, Ведическая литургия представляет Бога гораздо более сложным и полным образом. Согласно Ведам, Бог имеет три аспекта одновременно.
«Великие мистики, знатоки Верховного Господа Кришны, показывают, что несмотря на свою неделимость, Кришна проявляется одновременно в трех различных аспектах, таких как Брахман (безличный аспект, сияние, исходящее от тела Кришны), Параматма (локализованный аспект Кришны внутри каждого атома и в сердце каждого живого существа) и Бхагаван (Его личность и изначальная форма)». ("Шримад-Бхагаватам" 1.2.11)
Бог не может ограничиться представлением, что обладает только одним из этих аспектов, как утверждает монистическая школа Шанкарачарьи, известная как Адвайта-веданта. Другое утверждение, сделанное школой Адвайты, Шанкарачарьи, состоит в том, что Брахман становится Ишварой (или Бхагаваном), когда Он вступает в контакт с майей, то есть, Абсолютная Истина сначала безлична, а затем становится личностью под влиянием иллюзорной материальной энергии.
Однако эта идея была опровергнута Самим Кришной пять тысяч лет назад, задолго до рождения Шанкарачарьи. Кришна говорит в "Бхагавад-гите":
«Люди, лишенные разума или распознавания, думают, что Я был безличным, а затем принял эту Личность. Они не знают Моей трансцендентной природы, которая является нетленной и превосходит всё сущее». ("Бхагавад-гита" 7.24)
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я принимаю человеческую форму. Они не знают о Моей трансцендентной природе и Моей верховной власти над всем сущим».
("Бхагавад-гита" 9.11)
Кроме того, Кришна является лично в этот мир, а также проявляет Себя в форме Своего божества, известного как виграха. «Ви» означает особый, а «грахан» означает, что Он принял эту форму добровольно. Через божество Кришна получает всё, что мы предлагаем Ему с любовью и преданностью.
В «Веданта-сутре» говорится: пратикена на хиса – «в форме божества, Он есть Сам Кришна» или «Это не статуя, а Сам Кришна». «О Абсолютная Истина, поддерживающая все живые существа, Твое лицо скрыто Твоим ослепительным сиянием, подобным золоту. Сними этот покров и явись Своему преданному». ("Ишопанишад" 15)