Уход Нама Ачарьи Шрилы Харидаса Тхакура
Бхактиведанта Махавир Махарадж
По милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы имеем возможность собраться еще раз.
Сегодня очень благоприятный день Тиробхава Махотсова Шрилы Бхактивигьяны Бхарати Госвами Махараджа и уход Нама Ачарьи Шрилы Харидаса Тхакура.
Мы начнем с Шрилы Харидаса Тхакура. Шрила Харидас Тхакур родился в мусульманской семье, но он постоянно повторял Святые имена. Это послужило причиной гнева Мусульманского правительства.
Они были в испуге от того, что мусульманин повторял Святые имена хинду, тем самым он мог многих мусульман обратить в индуизм.
Харидас Тхакур известен, как Нама Ачарья, поскольку он повторял три лакха Святых имен каждый день.
Он – совместное воплощение Брахмы и Прахлады Махараджа.
С юных лет Шрила Харидас Тхакур поклонялся Кришне. Он был очень отреченным и очень преданным. Его уважали и члены мусульманской общины, и индусы. Поэтому многие важные люди завидовали ему.
Особенно один известный землевладелец, Рамачандра Кхан, очень завидовал Харидасу Тхакуру. Он подкупил проститутку, чтобы она соблазнила Харидаса Тхакура, и он совершил падение.
Эту проститутку звали Лакшахира, что означает – тысяча бриллиантов. Она была очень молодой и красивой. Лакшахира заверила Рамачандра Кхана, что максимум за три дня она соблазнит Харидаса Тхакура. Она пришла к его бхаджан-кутиру и увидела, что он повторяет Святые имена перед деревцем Туласи. Тогда она начала соблазнять Харидаса различными чувственными движениями.
Харидас Тхакур понял, что происходит и сказал: «Послушай, я знаю, кто ты такая. Я исполню все твои желания, но сначала должен выполнить свой обет. Я дал обет повторять каждый день определенное количество кругов Хари намы. Как только я закончу повторение, я исполню все твои желания».
Всю ночь Харидас Тхакур повторяд Святые имена. Она сидела рядом и слушала. Ночь прошла, и у Лакшахиры уже не было сил, она устала и ей пришлось идти домой.
Харидас Тхакур сказал: «Прости, я не успел закончить свои круги. Обещаю, что завтра я закончу и удовлетворю тебя.
На следующий день она снова пришла и увидела, что Харидас снова повторяет. И он снова сказал: «Подожди, я закончу свои круги и удовлетворю твои желания». И снова Харидас повторял всю ночь. Она сидела и слушала. И снова она почувствовала себя уставшей и пошла домой.
На третий день она снова пришла с намерением склонить Харидаса к падению. Но Харидас снова постоянно повторял Святые имена, а она слушала.
И, в этот раз, Харидас Тхакур пролил милость на эту проститутку. Он сказал: «Я закончил свои круги, каковы твои желания?» Она ответила: «Я чувствую сожаление по поводу своих намерений, с которыми пришла сюда».
После того, как она три дня слушала шуддха наму Харидаса, ее сердце полностью изменилось. Она рассказала, что Рамачандра Кхан подослал ее для того, чтобы соблазнить Харидаса.
Харидас Тхакур сказал: «Я все знаю, но принял тебя для твоего же блага. Я хотел даровать тебе милость. Что ты теперь намерена делать?»
Она ответила: «Я больше не хочу быть проституткой. Я хочу повторять Святые имена».
Тогда Харидас Тхакур сказал: «Ты должна обрить голову, надеть белое сари и все свое имущество раздать брахманам. Затем прийти сюда и воспевать Святые имена. Ты должна поселиться в этом бхаджан-кутире, повторять три лакха имен и поклоняться Туласи. Не беспокойся о своем поддержании, люди будут приходить и давать тебе пожертвования».
Харидас Тхакур дал ей эти наставления и отправился в Бенапол, а оттуда в Кулия Грам.
В последствии, из-за оскорбления, которое совершил Рамачандра Кхан, вся его деревня была разрушена, сам он погиб, и его родственники были убиты.
Если кто-то совершает вайшнава-апарадху, то не только он, но и все, кто связан с ним родственными отношениями, тоже будут сильно страдать.
Однажды, Шрила Харидас Тхакур пришел в Сапта Грам, место, расположенное не далеко от Навадвипы. Там проходил большой фестиваль, на котором присутствовало много пандитов. Они говорили о славе Святого имени и воспевали Святые имена.
Услышав множество объяснений славы Святого имени, Харидас Тхакур так же дал свое понимание Хари намы. Он встал и сказал: «На самом деле, истинным плодом воспевания Святого имени не является освобождение. Освобождение можно обрести повторяя нама-абхас. Но, если вы повторяете шуддха-нам, то результатом будет бхакти, а не мукти».
Среди собравшихся был один человек, Гопал Чакраварти. Он поднялся и стал говорить наперекор Харидасу Тхакуру: «То, что говорит Харидас Тхакур – это все сентименты, это не сиддханта. Освобождения достичь так трудно, как мы можем говорить, что его можно достичь, повторяя нама-абхас? Если это правда, то я готов отрезать себе нос!»
Харидас Тхакур спросил: «Почему вы спорите? Это не мое личное мнение, об этом говорится в Шастрах».
Но, Гопал Чакраварти настаивал: «Нет, это не истинно, поэтому нужно отрезать твой нос».
Все были в шоке, услышав эти слова. Харидас оставался совершенно невозмутимым. Но, старшие преданные почувствовали, что этот Гопал Чакраварти совершил оскорбление. По истечение трех дней, Гопал Чакраварти заразился проказой, и его нос отпал.
Все стали прославлять Харидаса Тхакура. Затем он отправился в Кулию. Там он жил в пещере, в которой обитала змея. Даже не приближаясь к этому месту, люди ощущали зловоние, которое исходило от этой змеи. Поэтому все боялись приходить к Харидасу Тхакуру.
Люди решили позвать факира, чтобы он организовал поимку этой змеи. Факир сказал, что, на самом деле, это не такая уж ядовитая змея.
И Харидас Тхакур произнес: «Мне все равно, я не против, что змея живет рядом. Но люди боятся ее. Поэтому, если хочешь можешь забрать эту змею, я не возражаю».
Однако, после того, как Харидас повторял там какое-то время Святые имена, змея сама уползла. Это означает, что даже животные могли почувствовать, что там находится Чистый преданный.
Однажды, Харидас Тхакур пришел в Шантипур. В это время Адвайта Ачарья проводил церемонию Шрадхи, для своего отца. И первую тарелку прасада нужно было предложить самой возвышенной личности на церемонии.
Адвайта Ачарья выбрал Харидаса Тхакура и первому, дал ему прасад. Но знатные брахманы, пандиты, почувствовали себя оскорбленными и ушли из дома Адвайты Ачарьи.
Они подумали: «Мы, действительно, настоящие брахманы, ученые, знатоки санскрита. А, кто он такой? Харидас Тхакур – мусульманин, просто повторяющий Святое имя.
Но Адвайта Ачарья знал, что Харидас Тхакур не обычная личность. И в тот день, когда Харидас вошел в Шантипур, Адвайта Ачарья, в своем сердце, уже знал, что пришел Харидас Тхакур. В экстазе Адвайта Ачарья стал танцевать и петь. А его супруга, Сита Тхакурани, пошла вместе с ним к Харидасу и преподнесла ему множество подарков. Поэтому, Харидаса Тхакура почитали все преданные.
Но, в какой-то момент, мусульманский правитель, Наваб, решил наказать Харидаса. Правительство было не довольно, так как считало, что Харидас Тхакур разрушает проповедь мусульман. Если мусульманин прекращает следовать своим религиозным традициям, то его считают неверным, он должен быть убит.
И приказ был таков, что нужно поймать Харидаса, протащить его по 22 рыночным площадям и убить. Несмотря на то, что Харидаса Тхакура били на многих площадях, он никак не умирал. Он постоянно повторял Святые имена.
Воины, которые били Харидаса Тхакура, стали беспокоиться: «Если он не умрет, то Наваб убьет нас».
Харидас тогда сказал: «Хорошо. Я не хочу никому причинять беспокойств. Если у вас большие проблемы из-за этого, то я умру».
И он проявил лилу смерти. Его тело выбросили в Гангу. Солдаты почувствовали большое облегчение, поскольку, наконец-то Харидас был мертв.
Но, проплыв какое-то время, Харидас Тхакур вышел из Ганги. У него было практически новое тело. И он продолжил совершать Харинама-санкиртану.
Все были очень удивлены и поражены от того, что он снова жив. Харидаса признали настоящим святым. И мусульмане, даже, попросили у него прощения. Несмотря на то, что мусульмане бывают очень жестоки, и могут убить кого угодно, но они почитают садху. Например, Рупа, Санатана Госвами, которым всегда выражали почтение.
Однажды, Харидас Тхакур пришел на рынок и увидел, как факир укрощает змею, играя на дудочке. И пока Харидас смотрел, как змея танцует, покачиваясь, он вспомнил лилу, когда Кришна танцевал на головах змея Калии. Вдруг Харидас Тхакур упал без чувств, и в его теле проявились различные экстатические признаки.
Он катался по земле, его тело содрогалось, он, то плакал, то смеялся. И, тут же вокруг него собралась толпа, и люди стали кланяться ему, стали касаться его стоп и покланяться ему.
Рядом проходил один очень завистливый брахман, и он подумал: «Он получает столько уважения от людей. Я буду делать так же, как он делает, и люди тоже будут выражать мне почтение».
Тогда, этот брахман упал на землю и стал имитировать симптомы бхавы, которые проявлял Харидас Тхакур. Люди не почувствовали никакого воодушевления, и к нему никто даже не подошел.
И заклинатель змей взял палку, подошел к этому брахману и стал бить его, тот вскочил и убежал.
Мы не должны имитировать проявление признаков экстаза Чистых преданных. Поскольку, если у личности действительно проявлена бхава, то окружающие люди будут это чувствовать. Поэтому все выражали почтение Харидасу Тхакуру, но этого брахмана просто побили.
Позже, Шри Чайтанья Махапрабху попросил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалии.
шуно шуно нитьянанда, шуно харидас
сарватра амар агья корохо пракаш
прати гхаре гхаре гия коро ей бхикша
боло 'кришна', бхаджо кришна, коро кришна-шикша
Шри Чайтанья Бхагавата
В этом стихе из Чайтанья Бхагаваты, Шри Чайтанья Махапрабху дает указание Харидасу и Нитьянанде проповедовать по всей Бенгалии.
Он говорил им: «Идите от дома к дому и вдохновляйте людей на повторение Святого имени».
И каждый день Харидас Тхакур с Нитьянандой ходили и проповедовали славу Святого имени. Нитьянанда Прабху был большим проказником, он шутил с людьми, крал у них какие-то вещи, подначивал их. Из-за этого возникали различные проблемы.
Харидас Тхакур жаловался другим преданным: «Этот Нитьянанда всегда создает какие-то опасные ситуации».
Нитьянанда приводил в гнев других людей, и за ним начинали гнаться. Он убегал, но Харидас не мог так быстро бегать. Харидас Тхакур на 23 года старше Нитьянанды Прабху. И, к тому же он был немного грузный, в возрасте, и не мог быстро бегать.
Однажды, Нитьянанда заметил рядом Джагая и Мадхая. Все знали, что это опасные братья. Харидас Тхакур посмотрел на Нитьянанду и сказал: «Даже не думай проповедовать им!» Но Нитьянанда ответил: «Милость должна быть дарована всем!»
Нитьянанда подошел к Джагаю и Мадхаю и стал побуждать их воспевать: «Харе Кришна!» Братья были пьяны и стали злиться на Нитьянанду. Они решили напасть на него.
Нитьянанда молод и может быстро бегать. Но Харидас не мог так бегать, и только каким-то чудом он унес ноги от Джагая и Мадхая.
Когда Харидас Тхакур вернулся, он стал жаловаться Адвайте Ачарье: «Больше я не пойду с этим авадхутой. Он полностью безумен, постоянно всем доставляет беспокойства. Вчера он, даже хотел проповедовать Джагаю и Мадхаю. Эти пьяницы погнались за нами и хотели побить. Я чуть не расстался с жизнью вчера. Поэтому, я больше с Нитьянандой на улицу не пойду!»
Но на следующий день, они снова, с Нитьянандой, пошли к Джагаю и Мадхаю. На этот раз, Мадхай схватил осколок глиняного горшка и ударил Нитьянанду по голове, так, что у него пошла кровь.
Но Нитьянанда сказал: «Ты думаешь, что после того, как ударил меня по голове, не получишь прему?» Я намерен всем вам даровать прему».
Чайтанья Махапрабху, узнав о том, что случилось, пришел в гнев и готов был убить братьев. Но Нитьянанда остановил его: «В этом воплощении, Ты приходишь не для того, чтобы убивать, Ты должен пролить милость на них». Тогда Махапрабху усмирил Свою Сударшана Чакру и не стал убивать Джагая и Мадхая.
Общаясь с Нитьянандой Прабху, Харидас Тхакур получил много адреналина. Позже, Харидас отправился в Джаганнатха Пури. Там он стал совершать свой бхаджан, не далеко от океана. Поскольку он был мусульманином, он не посещал Храм Джаганнатхи. Махапрабху Сам приходил, после утреннего даршана, в бхаджан-кутир Харидаса Тхакура, в Сиддха-бакул.
И, каждый день Махапрабху приходил к Харидасу Тхакуру и проливал на него милость, обсуждая различные темы.
Однажды, Махапрабху принес веточку дерева Бакула, которую предлагают Джаганнатхе, как зубочистку. Он просто воткнул эту веточку в землю, и, тот час, из нее выросло большое дерево.
Махапрабху сделал это для того, чтобы Харидас мог повторять Святые имена в тени этого дерева. Тогда, в это место пришло множество людей.
Дерево называется Сиддха Бакул, поскольку его проявил Сам Махапрабху, чтобы преданные приходили туда и могли сидеть в тени этого дерева.
Харидас Тхакур оставался в этом месте в течение многих лет, пока не состарился. Каждый день, Говинда приносил махапрасад Харидасу Тхакуру. Но, в один день Харидас сказал: «Я не могу принять прасад, потому что не закончил еще свои круги».
И поскольку, он не мог не выразить почтения махапрасаду Джаганнатхи, Харидас Тхакур взял небольшой кусочек и просто поклонился этому прасаду.
Тот час, Говинда прибежал к Махапрабху и сказал, что Харидас сегодня не почитает прасад. Тогда Махапрабху Сам пришел к Харидасу и спросил, что случилось: «Почему ты сегодня не принимаешь прасад, ты, что заболел?»
Но, Харидас ответил: «Нет, Махапрабху, я не болен, с моим телом все в порядке. Но, болен мой ум, поскольку я не могу завершить свои круги. Я очень расстроен, потому что я должен повторять три лакха в день, но мне не удается этого сделать».
Махапрабху сказал: «Ты, уже, находишься на стадии совершенства, и тебе нет необходимости повторять три лакха в день. Ты можешь повторять меньше кругов. Тогда у тебя будет время принять прасад, как обычно».
Но, Харидас Тхакур не мог повторять меньше. Даже, несмотря на просьбы Махапрабху, он не мог повторять меньше трех лакхов.
Харидас Тхакур был уже в преклонном возрасте, и состояние его тела ухудшалось с каждым днем. Он уже не был способен принимать пищу. И, однажды, когда Махапрабху пришел к нему, Харидас сказал: «Я знаю, очень скоро Ты будешь завершать Свои земные игры. И у меня есть очень смиренная просьба. Я хочу оставить этот мир раньше Тебя. Я не в состоянии выдержать Твои последние игры, поэтому я хочу оставить свое тело с Твоими лотосными стопами на моей груди. Я хочу, чтобы мои глаза смотрели на Твое лотосное лицо. А мои губы повторяли Святые имена в этот момент».
Махапрабху ответил: «Что такое ты говоришь? Я так счастлив, когда вижу Своих преданных. Если ты уйдешь раньше Меня, Я буду чувствовать Себя несчастным».
Харидас продолжал: «Пожалуйста, не вводи меня в иллюзию. Я незначительная личность, какая разница, умру я или нет. У Тебя столько преданных, которые находятся выше меня по положению. Ничего страшного не случится, если я оставлю этот мир».
В этот день Махапрабху ушел. На следующий день Он пришел с множеством преданных и стал совершать нама-санкиртану.
Харидас Тхакур поклонился Махапрабху, поставил Его стопы себе на грудь. Он смотрел в лотосные глаза Махапрабху и воспевал Святые имена. Так Харидас Тхакур оставил тело.
Шри Чайтанья Махапрабху взял тело Харидаса и стал совершать санкиртану по Джаганнатха Пури. Затем они отправились к океану, и Махапрабху омыл тело Харидаса.
Прямо на берегу они соорудили самадхи Харидасу Тхакуру. После церемонии погружения самадхи, Махапрабху провел там фестиваль Вираха-махотсав Харидаса тхакура. Он собрал пожертвования на разных рынках и устроил большой пир, где всем раздали прасад.
Махапрабху сказал, что те, кто будут принимать участие в этой Вираха-махотсаве и примут там прасад, то они достигнут Кришна-премы.
И не только те, кто принимал участие в Вираха-махотсаве Шрилы Харидаса Тхакура, но и те, кто принимает участие в подобных церемониях, по поводу ухода любого Чистого преданного, достигнут того же назначения.
Бхактиведанта Махавир Махарадж
По милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы имеем возможность собраться еще раз.
Сегодня очень благоприятный день Тиробхава Махотсова Шрилы Бхактивигьяны Бхарати Госвами Махараджа и уход Нама Ачарьи Шрилы Харидаса Тхакура.
Мы начнем с Шрилы Харидаса Тхакура. Шрила Харидас Тхакур родился в мусульманской семье, но он постоянно повторял Святые имена. Это послужило причиной гнева Мусульманского правительства.
Они были в испуге от того, что мусульманин повторял Святые имена хинду, тем самым он мог многих мусульман обратить в индуизм.
Харидас Тхакур известен, как Нама Ачарья, поскольку он повторял три лакха Святых имен каждый день.
Он – совместное воплощение Брахмы и Прахлады Махараджа.
С юных лет Шрила Харидас Тхакур поклонялся Кришне. Он был очень отреченным и очень преданным. Его уважали и члены мусульманской общины, и индусы. Поэтому многие важные люди завидовали ему.
Особенно один известный землевладелец, Рамачандра Кхан, очень завидовал Харидасу Тхакуру. Он подкупил проститутку, чтобы она соблазнила Харидаса Тхакура, и он совершил падение.
Эту проститутку звали Лакшахира, что означает – тысяча бриллиантов. Она была очень молодой и красивой. Лакшахира заверила Рамачандра Кхана, что максимум за три дня она соблазнит Харидаса Тхакура. Она пришла к его бхаджан-кутиру и увидела, что он повторяет Святые имена перед деревцем Туласи. Тогда она начала соблазнять Харидаса различными чувственными движениями.
Харидас Тхакур понял, что происходит и сказал: «Послушай, я знаю, кто ты такая. Я исполню все твои желания, но сначала должен выполнить свой обет. Я дал обет повторять каждый день определенное количество кругов Хари намы. Как только я закончу повторение, я исполню все твои желания».
Всю ночь Харидас Тхакур повторяд Святые имена. Она сидела рядом и слушала. Ночь прошла, и у Лакшахиры уже не было сил, она устала и ей пришлось идти домой.
Харидас Тхакур сказал: «Прости, я не успел закончить свои круги. Обещаю, что завтра я закончу и удовлетворю тебя.
На следующий день она снова пришла и увидела, что Харидас снова повторяет. И он снова сказал: «Подожди, я закончу свои круги и удовлетворю твои желания». И снова Харидас повторял всю ночь. Она сидела и слушала. И снова она почувствовала себя уставшей и пошла домой.
На третий день она снова пришла с намерением склонить Харидаса к падению. Но Харидас снова постоянно повторял Святые имена, а она слушала.
И, в этот раз, Харидас Тхакур пролил милость на эту проститутку. Он сказал: «Я закончил свои круги, каковы твои желания?» Она ответила: «Я чувствую сожаление по поводу своих намерений, с которыми пришла сюда».
После того, как она три дня слушала шуддха наму Харидаса, ее сердце полностью изменилось. Она рассказала, что Рамачандра Кхан подослал ее для того, чтобы соблазнить Харидаса.
Харидас Тхакур сказал: «Я все знаю, но принял тебя для твоего же блага. Я хотел даровать тебе милость. Что ты теперь намерена делать?»
Она ответила: «Я больше не хочу быть проституткой. Я хочу повторять Святые имена».
Тогда Харидас Тхакур сказал: «Ты должна обрить голову, надеть белое сари и все свое имущество раздать брахманам. Затем прийти сюда и воспевать Святые имена. Ты должна поселиться в этом бхаджан-кутире, повторять три лакха имен и поклоняться Туласи. Не беспокойся о своем поддержании, люди будут приходить и давать тебе пожертвования».
Харидас Тхакур дал ей эти наставления и отправился в Бенапол, а оттуда в Кулия Грам.
В последствии, из-за оскорбления, которое совершил Рамачандра Кхан, вся его деревня была разрушена, сам он погиб, и его родственники были убиты.
Если кто-то совершает вайшнава-апарадху, то не только он, но и все, кто связан с ним родственными отношениями, тоже будут сильно страдать.
Однажды, Шрила Харидас Тхакур пришел в Сапта Грам, место, расположенное не далеко от Навадвипы. Там проходил большой фестиваль, на котором присутствовало много пандитов. Они говорили о славе Святого имени и воспевали Святые имена.
Услышав множество объяснений славы Святого имени, Харидас Тхакур так же дал свое понимание Хари намы. Он встал и сказал: «На самом деле, истинным плодом воспевания Святого имени не является освобождение. Освобождение можно обрести повторяя нама-абхас. Но, если вы повторяете шуддха-нам, то результатом будет бхакти, а не мукти».
Среди собравшихся был один человек, Гопал Чакраварти. Он поднялся и стал говорить наперекор Харидасу Тхакуру: «То, что говорит Харидас Тхакур – это все сентименты, это не сиддханта. Освобождения достичь так трудно, как мы можем говорить, что его можно достичь, повторяя нама-абхас? Если это правда, то я готов отрезать себе нос!»
Харидас Тхакур спросил: «Почему вы спорите? Это не мое личное мнение, об этом говорится в Шастрах».
Но, Гопал Чакраварти настаивал: «Нет, это не истинно, поэтому нужно отрезать твой нос».
Все были в шоке, услышав эти слова. Харидас оставался совершенно невозмутимым. Но, старшие преданные почувствовали, что этот Гопал Чакраварти совершил оскорбление. По истечение трех дней, Гопал Чакраварти заразился проказой, и его нос отпал.
Все стали прославлять Харидаса Тхакура. Затем он отправился в Кулию. Там он жил в пещере, в которой обитала змея. Даже не приближаясь к этому месту, люди ощущали зловоние, которое исходило от этой змеи. Поэтому все боялись приходить к Харидасу Тхакуру.
Люди решили позвать факира, чтобы он организовал поимку этой змеи. Факир сказал, что, на самом деле, это не такая уж ядовитая змея.
И Харидас Тхакур произнес: «Мне все равно, я не против, что змея живет рядом. Но люди боятся ее. Поэтому, если хочешь можешь забрать эту змею, я не возражаю».
Однако, после того, как Харидас повторял там какое-то время Святые имена, змея сама уползла. Это означает, что даже животные могли почувствовать, что там находится Чистый преданный.
Однажды, Харидас Тхакур пришел в Шантипур. В это время Адвайта Ачарья проводил церемонию Шрадхи, для своего отца. И первую тарелку прасада нужно было предложить самой возвышенной личности на церемонии.
Адвайта Ачарья выбрал Харидаса Тхакура и первому, дал ему прасад. Но знатные брахманы, пандиты, почувствовали себя оскорбленными и ушли из дома Адвайты Ачарьи.
Они подумали: «Мы, действительно, настоящие брахманы, ученые, знатоки санскрита. А, кто он такой? Харидас Тхакур – мусульманин, просто повторяющий Святое имя.
Но Адвайта Ачарья знал, что Харидас Тхакур не обычная личность. И в тот день, когда Харидас вошел в Шантипур, Адвайта Ачарья, в своем сердце, уже знал, что пришел Харидас Тхакур. В экстазе Адвайта Ачарья стал танцевать и петь. А его супруга, Сита Тхакурани, пошла вместе с ним к Харидасу и преподнесла ему множество подарков. Поэтому, Харидаса Тхакура почитали все преданные.
Но, в какой-то момент, мусульманский правитель, Наваб, решил наказать Харидаса. Правительство было не довольно, так как считало, что Харидас Тхакур разрушает проповедь мусульман. Если мусульманин прекращает следовать своим религиозным традициям, то его считают неверным, он должен быть убит.
И приказ был таков, что нужно поймать Харидаса, протащить его по 22 рыночным площадям и убить. Несмотря на то, что Харидаса Тхакура били на многих площадях, он никак не умирал. Он постоянно повторял Святые имена.
Воины, которые били Харидаса Тхакура, стали беспокоиться: «Если он не умрет, то Наваб убьет нас».
Харидас тогда сказал: «Хорошо. Я не хочу никому причинять беспокойств. Если у вас большие проблемы из-за этого, то я умру».
И он проявил лилу смерти. Его тело выбросили в Гангу. Солдаты почувствовали большое облегчение, поскольку, наконец-то Харидас был мертв.
Но, проплыв какое-то время, Харидас Тхакур вышел из Ганги. У него было практически новое тело. И он продолжил совершать Харинама-санкиртану.
Все были очень удивлены и поражены от того, что он снова жив. Харидаса признали настоящим святым. И мусульмане, даже, попросили у него прощения. Несмотря на то, что мусульмане бывают очень жестоки, и могут убить кого угодно, но они почитают садху. Например, Рупа, Санатана Госвами, которым всегда выражали почтение.
Однажды, Харидас Тхакур пришел на рынок и увидел, как факир укрощает змею, играя на дудочке. И пока Харидас смотрел, как змея танцует, покачиваясь, он вспомнил лилу, когда Кришна танцевал на головах змея Калии. Вдруг Харидас Тхакур упал без чувств, и в его теле проявились различные экстатические признаки.
Он катался по земле, его тело содрогалось, он, то плакал, то смеялся. И, тут же вокруг него собралась толпа, и люди стали кланяться ему, стали касаться его стоп и покланяться ему.
Рядом проходил один очень завистливый брахман, и он подумал: «Он получает столько уважения от людей. Я буду делать так же, как он делает, и люди тоже будут выражать мне почтение».
Тогда, этот брахман упал на землю и стал имитировать симптомы бхавы, которые проявлял Харидас Тхакур. Люди не почувствовали никакого воодушевления, и к нему никто даже не подошел.
И заклинатель змей взял палку, подошел к этому брахману и стал бить его, тот вскочил и убежал.
Мы не должны имитировать проявление признаков экстаза Чистых преданных. Поскольку, если у личности действительно проявлена бхава, то окружающие люди будут это чувствовать. Поэтому все выражали почтение Харидасу Тхакуру, но этого брахмана просто побили.
Позже, Шри Чайтанья Махапрабху попросил Харидаса Тхакура и Нитьянанду Прабху проповедовать в Бенгалии.
шуно шуно нитьянанда, шуно харидас
сарватра амар агья корохо пракаш
прати гхаре гхаре гия коро ей бхикша
боло 'кришна', бхаджо кришна, коро кришна-шикша
Шри Чайтанья Бхагавата
В этом стихе из Чайтанья Бхагаваты, Шри Чайтанья Махапрабху дает указание Харидасу и Нитьянанде проповедовать по всей Бенгалии.
Он говорил им: «Идите от дома к дому и вдохновляйте людей на повторение Святого имени».
И каждый день Харидас Тхакур с Нитьянандой ходили и проповедовали славу Святого имени. Нитьянанда Прабху был большим проказником, он шутил с людьми, крал у них какие-то вещи, подначивал их. Из-за этого возникали различные проблемы.
Харидас Тхакур жаловался другим преданным: «Этот Нитьянанда всегда создает какие-то опасные ситуации».
Нитьянанда приводил в гнев других людей, и за ним начинали гнаться. Он убегал, но Харидас не мог так быстро бегать. Харидас Тхакур на 23 года старше Нитьянанды Прабху. И, к тому же он был немного грузный, в возрасте, и не мог быстро бегать.
Однажды, Нитьянанда заметил рядом Джагая и Мадхая. Все знали, что это опасные братья. Харидас Тхакур посмотрел на Нитьянанду и сказал: «Даже не думай проповедовать им!» Но Нитьянанда ответил: «Милость должна быть дарована всем!»
Нитьянанда подошел к Джагаю и Мадхаю и стал побуждать их воспевать: «Харе Кришна!» Братья были пьяны и стали злиться на Нитьянанду. Они решили напасть на него.
Нитьянанда молод и может быстро бегать. Но Харидас не мог так бегать, и только каким-то чудом он унес ноги от Джагая и Мадхая.
Когда Харидас Тхакур вернулся, он стал жаловаться Адвайте Ачарье: «Больше я не пойду с этим авадхутой. Он полностью безумен, постоянно всем доставляет беспокойства. Вчера он, даже хотел проповедовать Джагаю и Мадхаю. Эти пьяницы погнались за нами и хотели побить. Я чуть не расстался с жизнью вчера. Поэтому, я больше с Нитьянандой на улицу не пойду!»
Но на следующий день, они снова, с Нитьянандой, пошли к Джагаю и Мадхаю. На этот раз, Мадхай схватил осколок глиняного горшка и ударил Нитьянанду по голове, так, что у него пошла кровь.
Но Нитьянанда сказал: «Ты думаешь, что после того, как ударил меня по голове, не получишь прему?» Я намерен всем вам даровать прему».
Чайтанья Махапрабху, узнав о том, что случилось, пришел в гнев и готов был убить братьев. Но Нитьянанда остановил его: «В этом воплощении, Ты приходишь не для того, чтобы убивать, Ты должен пролить милость на них». Тогда Махапрабху усмирил Свою Сударшана Чакру и не стал убивать Джагая и Мадхая.
Общаясь с Нитьянандой Прабху, Харидас Тхакур получил много адреналина. Позже, Харидас отправился в Джаганнатха Пури. Там он стал совершать свой бхаджан, не далеко от океана. Поскольку он был мусульманином, он не посещал Храм Джаганнатхи. Махапрабху Сам приходил, после утреннего даршана, в бхаджан-кутир Харидаса Тхакура, в Сиддха-бакул.
И, каждый день Махапрабху приходил к Харидасу Тхакуру и проливал на него милость, обсуждая различные темы.
Однажды, Махапрабху принес веточку дерева Бакула, которую предлагают Джаганнатхе, как зубочистку. Он просто воткнул эту веточку в землю, и, тот час, из нее выросло большое дерево.
Махапрабху сделал это для того, чтобы Харидас мог повторять Святые имена в тени этого дерева. Тогда, в это место пришло множество людей.
Дерево называется Сиддха Бакул, поскольку его проявил Сам Махапрабху, чтобы преданные приходили туда и могли сидеть в тени этого дерева.
Харидас Тхакур оставался в этом месте в течение многих лет, пока не состарился. Каждый день, Говинда приносил махапрасад Харидасу Тхакуру. Но, в один день Харидас сказал: «Я не могу принять прасад, потому что не закончил еще свои круги».
И поскольку, он не мог не выразить почтения махапрасаду Джаганнатхи, Харидас Тхакур взял небольшой кусочек и просто поклонился этому прасаду.
Тот час, Говинда прибежал к Махапрабху и сказал, что Харидас сегодня не почитает прасад. Тогда Махапрабху Сам пришел к Харидасу и спросил, что случилось: «Почему ты сегодня не принимаешь прасад, ты, что заболел?»
Но, Харидас ответил: «Нет, Махапрабху, я не болен, с моим телом все в порядке. Но, болен мой ум, поскольку я не могу завершить свои круги. Я очень расстроен, потому что я должен повторять три лакха в день, но мне не удается этого сделать».
Махапрабху сказал: «Ты, уже, находишься на стадии совершенства, и тебе нет необходимости повторять три лакха в день. Ты можешь повторять меньше кругов. Тогда у тебя будет время принять прасад, как обычно».
Но, Харидас Тхакур не мог повторять меньше. Даже, несмотря на просьбы Махапрабху, он не мог повторять меньше трех лакхов.
Харидас Тхакур был уже в преклонном возрасте, и состояние его тела ухудшалось с каждым днем. Он уже не был способен принимать пищу. И, однажды, когда Махапрабху пришел к нему, Харидас сказал: «Я знаю, очень скоро Ты будешь завершать Свои земные игры. И у меня есть очень смиренная просьба. Я хочу оставить этот мир раньше Тебя. Я не в состоянии выдержать Твои последние игры, поэтому я хочу оставить свое тело с Твоими лотосными стопами на моей груди. Я хочу, чтобы мои глаза смотрели на Твое лотосное лицо. А мои губы повторяли Святые имена в этот момент».
Махапрабху ответил: «Что такое ты говоришь? Я так счастлив, когда вижу Своих преданных. Если ты уйдешь раньше Меня, Я буду чувствовать Себя несчастным».
Харидас продолжал: «Пожалуйста, не вводи меня в иллюзию. Я незначительная личность, какая разница, умру я или нет. У Тебя столько преданных, которые находятся выше меня по положению. Ничего страшного не случится, если я оставлю этот мир».
В этот день Махапрабху ушел. На следующий день Он пришел с множеством преданных и стал совершать нама-санкиртану.
Харидас Тхакур поклонился Махапрабху, поставил Его стопы себе на грудь. Он смотрел в лотосные глаза Махапрабху и воспевал Святые имена. Так Харидас Тхакур оставил тело.
Шри Чайтанья Махапрабху взял тело Харидаса и стал совершать санкиртану по Джаганнатха Пури. Затем они отправились к океану, и Махапрабху омыл тело Харидаса.
Прямо на берегу они соорудили самадхи Харидасу Тхакуру. После церемонии погружения самадхи, Махапрабху провел там фестиваль Вираха-махотсав Харидаса тхакура. Он собрал пожертвования на разных рынках и устроил большой пир, где всем раздали прасад.
Махапрабху сказал, что те, кто будут принимать участие в этой Вираха-махотсаве и примут там прасад, то они достигнут Кришна-премы.
И не только те, кто принимал участие в Вираха-махотсаве Шрилы Харидаса Тхакура, но и те, кто принимает участие в подобных церемониях, по поводу ухода любого Чистого преданного, достигнут того же назначения.
Шрила Харидас Тхакур