Статья Парам Гурудева Шри Шримад 
Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа

Сокровенный смысл Аннакута


В шрути есть мантра, которая гласит: аннам ваи брахма – пища из зерна, анна, тождественна высшей трансцендентной личности - брахма-васту. 
Человек должен постигать высказывания священных писаний, шрути, через видвад-рудхи-вритти (сокровенный основной смысл), всестороннее и глубокое изучение их непосредственного основного смысла. 

Если мы решим, что слово "анна" в этой мантре употреблено в поверхностном смысле и означает лишь пищу из зерна, это только усилит нашу склонность наслаждаться в этом мире и сохранит наше неприятие Кришны, которое присуще обусловленным душам, подобным нам. 

Пища из зерна (анна), состоящая из материальных элементов, не имеет никакого отношения к трансцендентному бытию (брахме). Однако, пища, предложенная Шри Хари, является брахма-ват-нирвикарам хи йатха вишну-статхаива тат – тождественной неподвластному изменениям брахману и является непосредственно Самим Шри Вишну. 

Безусловно, Брахма - это трансцендентная личность. И Он доступен нам в виде звука (шабды), который мы можем воспринять на слух. Поэтому Он известен как шабда-брахма. Подобным образом, слово "анна" в мантре аннам ваи брахма означает не что иное, как Хари-катху, ибо только Хари-катха утоляет голод души, давая ей духовную пищу и удовлетворение. 

Если мы будем вкушать трансцендентную анну, то есть Хари-катху, наша душа расцветет в полную силу. Только Хари-катха является настоящим прасадом, или милостью Бхагавана. Сделаем же это нашей целью – принимать Хари-катху как истинный Бхагават-прасад. 

Нет сомнений в том, что эта анна в форме Хари-катхи является трансцендентной личностью (Брахма), потому что Хари-катха – это непосредственно Шри Хари. Совершенные философские заключения Ведических писаний подтверждают, что слово "брахма" означает исключительно Господа Вишну. 

Махаджаны прошлого вместе с учителями нашей гуру-варги проводили праздник Аннакута, преподносили гору анны в виде Хари-катхи, доставляя тем самым чувствам (го) Шри Шри Радхи-Говинды бесконечно растущую (вардхана) и неповторимую радость.

Таким образом, они поклонялись Шри Шри Радхе-Говинде. Сегодня – благоприятный день Шри Говардхана-пуджи и Аннакута-махотсавы, и мы посвятим его исключительно прославлению Шри Шри Радхи-Говинды. 

Шри Говардхан – это лучший из слуг Шри Хари, хари-даса-варья. Хотя Говардхан – это ашрая-виграха, обитель любви к Кришне, преданные видят его как вишая-виграху, объект этой любви, или Самого Кришну. 

Гандхаки-шиле, или шалаграм-шиле, поклоняются как Самому Шри Нараяне. Таким же образом, Говардхана-шиле поклоняются как Самому Кришне. Говардхана-дхари (Шри Кришна, поднявший холм Говардхан) и сам Говардхан - это одна и та же личность. Но, в то же время, Говардхан – это олицетворение не имеющей себе равных сильной жажды удовлетворить чувства (го) Кришны, известной как кришна-кама или кришна-прити, которая постоянно растет (вардхана) до безграничных высот. 

Поэтому, вместо того, чтобы поклоняться Индре и другим полубогам и богиням, мы должны всеми возможными способами поклоняться Говардхану. В этом состоит истинное учение Шримад-Бхагаватам. 

- Шри Шримад Бхакти Прагьяна Кешава Госвами Махарадж,22 октября 1949 г.