Снана-ятра 
Господа Джаганнатхи
Снана-ятра Господа Джаганнатхи. 06.06.2020 г.
Свами Бхактиведанта Махавир Махарадж

Сегодня мы будем говорить о Господе Джаганнатхе, так как вчера была Его Снана-ятра. Снана означает омовение. Это день явления Джаганнатхи, когда Он пришел в этот мир.

Впервые это омовение провел Индрадьюмна Махарадж, после того, как были изготовлены божества.
Я хочу начать с исполнения Шри Джаганнатха-аштаки.
(Махарадж поет).

Эта очень красивая аштака написана Шрипад Шанкарачарьей. В ней Шанкарачарья описывает, кто такой Джаганнатх.

кадачит калинди-тата-випина-сангита-тарало
мудабхири-нари-вадана-камаласвада-мадхупах
рама-шамбху-брахмамара-пати-ганешарчита-падо
джаганнатхах свами найана-патха-гами бхавату ме

Здесь говорится, что Он приходит на берег Ямуны. В руках у Него флейта, он играет очень красивую мелодию. Он наслаждается сладостными лилами со своими преданными. Пусть этот Джаганнатха явит Себя моему взору.
По Своей беспричинной милости Он является в этом материальном мире. Его форма – вселенская, и является вечной.
Господь Джаганнатха – это Сам Господь Кришна. И в форме Джаганнатхи, Кришна являет Свои очень мистические лилы.
Что же такое Снана-ятра, в чем ее значение? Это не только абхишека в день явления Джаганнатхи. На самом деле, здесь связь с лилой на Курукшетре.
Когда было солнечное затмение, по приглашению Кришны на Курукшетр приехало очень много людей, поскольку там находится Брахма-саровар, озеро Брахмы. Существует такая традиция, что во время затмения нужно принимать омовение в святых водах.
Кришна пригласил туда всех царей, мудрецов, риши и, также враджаваси. Они должны были принять омовение трижды: перед затмением, во время затмения и после него.
После принятия омовения, Кришна почувствовал Себя больным. Он находился в Своем шатре, и его окружили заботой.
После завершения затмения все отправились по своим домам. Кришна остался на Курукшетре, и все гопи заботились о Нем. Практически, через сто лет, Радхарани, Лалита и Вишакха вновь обрели возможность послужить Кришне.
Поскольку, после Снана-ятры, Джаганнатха заболевает, то в это время никто не может получить Его даршан.
Через 15 дней, Джаганнатха выходит и совершает Ратха-ятру. На Курукшетре, по истечении 15 дней, Кришна выздоравливает и отправляется, вместе с гопи, во Вриндаван. Поэтому Джаганнатха путешествует на Своей колеснице от Джаганнатха Мандира до Храма Гундича.
Джаганнатха Мандир олицетворяет Двараку, путешествие по дороге к Храму Гундича – это Курукшетра, а сам Гундича Мандир олицетворяет Вриндаван.
И с тех пор эта лила, неизменно, продолжается уже 5 тысяч лет. Джаганнатха – это не Кришна Дваракадхиша, это тот же Враджендранандана Кришна, но в разлуке с Вриндаваном.
В этой земной лиле, Кришна Дваракадхиша, проявлен не совсем, как Дваракадхиша. Полностью, на 100%, Кришна Дваракадхиша проявлен только в апраката Двараке. 
Но в этой, проявленной лиле, Дваракадхиша Кришна остается Враджендрананданой Кришной. С другой стороны, мы знаем, что Враджендранандана Кришна никогда не покидает Вриндаван. Поэтому, в данной лиле, Кришна Дваракадхиша находится в особом настроении.
В духовном мире, Кришна Дваракадхиша никогда не думает, что Ему нужно ехать во Вриндаван. Он полностью удовлетворен в Двараке. Но в этом мире, Кришна не удовлетворен Дваракой, и Он хочет попасть во Вриндаван. Все эти игры очень мистические.
Вчера, в Джаганнатха Пури, проходил очень большой праздник. Но из-за коронавируса люди не могли, как обычно, прийти на церемонию, могли только смотреть трансляцию по телевидению. 
В Джаганнатха Пури этот праздник называют Снана-пурнимой, омовение во время полнолуния. И существует особый ритуал, очень детальный, подготовки омовения Джаганнатхи.
Каждый день, тело Джаганнатхи не омывают. Просто ставят емкость, зеркало, и омовение совершается для отражения Господа.
Но в день Снана-ятры, омовение совершают непосредственно для тела Господа Джаганнатхи. Божества Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшаны выносят из храма, устанавливают на специальную платформу. Затем совершают омовение, и это действо можно созерцать. Воду берут из особого колодца на территории храма, который называется Сона-купа.
И все панды, которых называют варна и суварна, приносят 108 глиняных горшков воды из этого колодца, для омовения Господа. Из этого колодца берут воду только для Снана-ятры, в другое время воду оттуда не берут. 
Панды закрывают лицо, рот, специально для того, чтобы в то время, когда они что-то говорят, мельчайшие частицы слюны не попали в эту воду.
Также, они совершают очищение этой воды с помощью различных ингредиентов, используя порошок куркумы, сандаловую пасту и рисовую пудру.
И затем, они начинают совершать омовение Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшаны. После омовения, Джаганнатха заболевает. Его относят в храмовую комнату, и в течение 15 дней никто не может получить Его даршан.
В течение этих двух недель преданные ходят на даршан в Храм Аларнатха, потому, что так поступал Шри Чайтанья Махапрабху.
По истечению этих 15 дней, Господь Джаганнатха выходит из Храма и дает Свой даршан.
Также, сегодня Господь Джаганнатха проявляет форму Ганеши. Это называется Хати-веша, одежды слона.
Однажды, давным-давно, в Индии жил брахман, который поклонялся Ганеше. Он услышал, что Господь Джаганнатха является Господом вселенной. И он захотел получить даршан Джаганнатхи. 
Когда он пришел в Храм, чтобы увидеть Джаганнатху, то был немного обескуражен, потому что он не увидел своего Ганешу в Джаганнатхе. 
Тогда он начал поститься в течение многих дней. Он сказал: «Если Джаганнатха – это Верховный Господь, а мой Ганеша не присутствует в Нем, тогда, наверное, мне лучше умереть».
И для того, чтобы как-то успокоить этого преданного, Господь Джаганнатха решил проявиться, как Ганеша. 
Один из слуг Господа Джаганнатхи позвал этого брахмана: «О, пожалуйста, приходи. Сегодня Снана-ятра Господа Джаганнатхи. Ты должен получить этот даршан. После, Господь Джаганнатха закроется в Храме, поэтому все хотят получить Его даршан. Множество людей из Орисы, и за ее пределами, приходят получить этот особый даршан».
Брахман подумал: «Хорошо, я получу этот последний даршан Господа Джаганнатхи и умру». Когда он пришел туда, к своему удивлению, он увидел, что Господь Джаганнатха одет, как Ганеша. 
Для Него специально смастерили хобот, и одели очень красивые украшения. Брахман был очень счастлив. 
И с тех пор, каждый год, специально шьют одежды Ганеши для Господа Джаганнатхи. Этот брахман, пока не оставил тело, каждый год находил средства для изготовления одежд для Господа Джаганнатхи, в этот день.
Господь Джаганнатха, по-разному проявляет лилу прихода в этот мир. Мы знаем историю, когда скульптор вырезал Его форму из дерева. Эта лила связана с Нила Мадхавой.
Нила Мадхава тогда был очень известным божеством, таким же прославленным, как Кришна. Ему поклонялся Вишнусвами со своей дочерью Лалитой.
Когда Индрадьюмна Махарадж услышал об этом удивительном божестве, то захотел получить Его даршан. Он послал своих воинов в разных направлениях, чтобы они нашли Храм Нила Мадхавы.
Один из посланцев, Видьяпати, очень смышленый, пришел в деревню, где жил Вишвавасу со своей дочерью. Там его приняла Лалита, в доме Вишвавасу. 
Когда Вишвавасу вернулся домой, Видьяпати увидел, что он очень красиво одет, от тела исходит чудесный аромат и его украшает замечательный тилак.
Видьяпати спросил его: «Откуда ты пришел?» Но Вишвавасу не стал отвечать прямо, так как это скрывалось, он сказал, что просто поклонялся божеству.
Видьяпати решил остаться там на какое-то время. Пока он там находился, он влюбился в Лалиту, и они сыграли свадьбу.
Вскоре, Видьяпати спросил Лалиту: «Куда ходит Вишвавасу, какому божеству он поклоняется?» Но она ответила, что не может сказать, поскольку это секрет.
Видьяпати сказал: «Но, ведь, я теперь твой муж, ты не можешь от меня ничего скрывать. Ты должна мне все рассказать».
Она ответила: «Хорошо, я тебе расскажу, но ты не должен никому об этом говорить». И она поведала ему, что ее отец поклоняется божеству Нила Мадхаве в тайном месте. 
Видьяпати сказал: «Я хочу увидеть это место. Скажи своему отцу, что я хочу пойти с ним».
Она ответила: «Нет, это невозможно». Но Видьяпати настаивал: «Я твой муж, ты должна выполнять все, что я тебе говорю».
Она сказала: «Хорошо, я поговорю с отцом». Лалита обратилась к отцу, но он на отрез отказался. Лалита, тогда сказала: «Если ты не возьмешь его, то я покончу с собой». 
Тогда Вишвавасу согласился, но с одним условием. Оно состояло в том, что Видьяпати не должен видеть дорогу. Ему завяжут глаза, приведут к божеству, затем глаза развяжут, и он получит даршан. Обратно он тоже пойдет с завязанными глазами.
В тот день, когда они собрались идти, Лалита дала ему мешочек с горчичными зернами, чтобы он бросал их по пути, и потом по проросшим всходам найти дорогу.
Вишвавасу и Видьяпати прибыли на место и получили даршан, все прошло хорошо. 
Через некоторое время Видьяпати решил отправиться в Пури, чтобы встретиться с Индрадьюмной Махараджем. Царь Индрадьюмна обрадовался, решил получить даршан божества. Он отправился с множеством подданных, но, когда они пришли туда, вся деревня была усыпана песком. И они не смогли найти Нила Мадхаву.
Царь был очень расстроен. Он пришел на берег океана и стал плакать. Индрадьюмна сказал, что будет поститься до смерти, если не получит даршан Нила Мадхавы.
Но тут раздался голос с неба: «Сейчас ты не сможешь получить даршан в форме Нила Мадхавы. Но я возьму тебя на Вайкунтху, и ты сможешь увидеть Мою форму Господа Нараяны».
Вишнудуты забрали царя Индрадьюмну на Вайкунтху, и он получил там даршан Господа. Но, эта Вайкунтха находится не в Духовном мире, она в пределах материального мира. Это экспансия Вайкунтхи в материальном мире.
Когда царь вернулся на эту планету, здесь прошли тысячи лет. И, естественно, его царством правил другой царь. Встал вопрос, как он теперь сможет доказать, что он царь и все принадлежит ему.
Тогда, Господь Брахма стал свидетелем и подтвердил, что это царство Индрадьюмны Махараджа. Также, ворон Какубхушанди подтвердил. Этот ворон жил еще с времен Рама-лилы, и он там присутствовал, чтобы засвидетельствовать, что это царство Индрадьюмны Махараджа.
В это время опять раздался голос, который сказал царю отправляться на берег океана. Он должен был выловить там три огромных куска дерева, отвезти их в Храм и изваять из них божества.
Индрадьюмна Махарадж пошел к океану, взяв с собой множество солдат, чтобы вытащить из воды огромные куски дерева. Но, так как они были очень тяжелыми, солдатам не удалось это сделать.
Тут, из океана, появились Вишвавасу, Лалита и Видьяпати. Они с легкостью подняли эти куски дерева и уложили на колесницу. 
Господь Джаганнатха дал указание, что божествам будут проводить поклонение две группы людей. Одна группа должна быть со стороны брахмана Видьяпати и его жены. Они будут служить в Храме, в Пури. 
Вторая группа – это потомки Лалиты, Вишвавасу, дети Видьяпати и Лалиты. Они будут совершать служение только во время Ратха-ятры.
Поэтому в течение года божествам поклоняются брахманы в Пури, но во время Ратха-ятры служат только Даитапати (вторая группа).
 Даитапати не являются брахманами, они вне каст. Но они очень дороги Господу Джаганнатхе, и Он не любит, когда их кто-то критикует. Иногда они могут совершать какие-то вещи, которые не вписываются в правила Варнашрамы, но Господь Джаганнатха очень любит их и не обращает на это внимания. 
Индрадьюмна Махарадж подготовил все, для того, чтобы начали изготавливать божества из этих кусков дерева. Но оно было настолько твердым, что все инструменты, которыми пытались ваять божества, ломались.
В какой-то момент появился один брахман. Он сказал: «Я могу изготовить божества, но у меня есть одно условие. Я буду ваять божества за закрытыми дверями, в течение 21 дня. В это время никто не должен заходить».
Индрадьюмна Махарадж согласился на это условие. Брахмана закрыли в комнате на 21 день. Но, через 14 дней, Гундича деви стала беспокоиться.
Она подумала, что он ничего не ест, не пьет, он может умереть. Поскольку она не слышала никаких звуков, которые бы исходили из этой комнаты.
Она убедила Индрадьюмну Махараджа, чтобы он зашел в комнату, так как, если брахман умер, то будет большая проблема. И, в конце концов, они открыли дверь.
Они увидели божества Джаганнатхи, Баладевы, Субхадры и Сударшаны. Брахман очень расстроился и сказал: «Вы не сдержали свое слово. Я не закончил божества, поэтому я их оставляю, как они есть на данный момент». И он просто исчез.
И сейчас мы видим форму Джаганнатхи, практически без рук, без ног, с большой головой и огромными глазами. Это не законченная форма Джаганнатхи. Но с другой точки зрения, это законченная экстатическая форма Господа Джаганнатхи, которую Он проявил в Двараке.
Гаура Премананде!