Шрила Рупа Госвами

Конференция посвященная дню ухода
Конференция, посвященная дню ухода Шрилы Рупы Госвами
06.08.2025 г.
Триданди Свами Бхактиведанта Махавир Махарадж
По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
В этот наиболее благоприятный день ухода Шрилы Рупы Госвами мы собрались, чтобы с искренним сердцем прославить его. Но мы не квалифицированны делать это. Мы пытаемся использовать слова Ачарьев для того, чтобы прославить его.
Шрила Гурудев говорил: «Кто может прославлять? Кто может быть прославленным?»
Мы можем понять, что человек достоин прославления, из слов тех, кто прославляет его. Откуда мы знаем о славе Шрилы Рупы Госвами? Мы знаем об этом, потому что его прославляли Харидас Тхакур, Рай Рамананда и Сам Махапрабху.
Сегодня я не буду говорить о том, что говорил в прошлые года, я хочу поговорить о жизни Рупы Госвами. И сначала прочитаю стих Мадхавы Даса: 
«Я посвятил свою жизнь расика-вайшнаву Рупе Госвами. Он мой единственный спаситель. Мне не приходилось ходить от двери к двери что-то просить, потому что я служу у двери Рупы Госвами».
Далее, я зачитаю стих Говардхана Бхатты Госвами, ученика Гопала Бхатты Госвами: 
«Кто может обрести прибежище у лотосных стоп Шри Радхи, без общения с Шрилой Рупой Госвами? Слушая его удивительные описания, подобные жемчужинам, Гаурасундара счастливо танцует и прославляет его в присутствии всех преданных.
Сегодня Шри Рупа живет во Вриндаване. Он более смиренный, чем травинка и терпеливее, чем дерево. Он держит глиняный сосуд в одной руке, а чадар в другой, и прославляет игры Радхи Говинды. Постоянно повторяя имя Кришны, он просит каждый день пожертвование в домах брахманов».
И так, из этого стиха мы узнаем две интересные вещи о Рупе Госвами. Первое – это то, что он носит на плече чадар (накидку), и второе – он каждый день просит подаяние в домах семи особых брахманов.
Когда Рупа и Санатана были еще в Рамакели, они узнали, что Махапрабху начал движение санкиртаны, и они очень привлеклись этим. Рупа Госвами написал письмо Шри Чайтанье Махапрабху. Он спрашивал в нем: «Как нам терпеть разлуку с Тобой?»
Махапрабху ответил ему, процитировав стих из «Лагху-йога-васиштхи», краткого изложения писания «Йога-васиштха», которое написал Вальмики Риши. В этом стихе говорится:
«Как женщина, испытывающая привязанность к другому мужчине, постоянно думает о нем в своем сердце, при этом выполняя все свои мирские обязанности. Так же человек, который обрел духовную реализацию, помнит о Высшей Истине, даже среди всевозможных материальных дел». 
По сути, Махапрабху говорит: «Продолжайте выполнять свои обязанности, но помните обо мне в глубине своего сердца».
Наваб Хусейн, которому они служили был подобен мужу, а Чайтанья Махапрабху – возлюбленному.
Вскоре после того, как Махапрабху посетил Рамакели, Рупа Госвами ушел со службы. Затем, он отправился в Пури, чтобы уже там встретиться с Шри Чайтаньей Махапрабху. Там Махапрабху сказал Рупе Госвами: «Отправляйся во Вриндаван, живи там и пиши книги о философии Вайшнавизма. Найди утерянные святые места, учреди поклонение Божествам, и проповедуй раса-таттву».
Эти четыре наставления Махапрабху дал всем Госвами, но есть два наставления, которые Он дал лично Рупе Госвами.
В книге «Садхана-дипика», которую написал Нараяна Бхатта Госвами, ученик ученика Гопала Бхатты Госвами, описываются отношения между Рупой Госвами и Шри Чайтаньей Махапрабху, не упомянутые в Шри Чайтанья Чаритамрите.
Там Махапрабху говорит Шри Рупе: «Ты должен явить очаровательное служение Шри Говинда Деву. Чтобы те, кто, даже просто молча будут стоять перед Божествами, обрели любовь к Богу».
И далее, Махапрабху дает второе наставление Рупе Госвами: «Ты должен защищать отреченных преданных во Врадже».
Таким образом, два дополнительных служения состояли в том, что Рупе Госвами нужно было найти Божество Говиндаджи, и позаботиться о всех святых Враджа. Как он это делал?
У Рупы Госвами было около пятисот коров. Как мы знаем, Рупа Госвами был богатым человеком. Когда он служил Хусейн Шаху, он заработал очень много денег. Но, так как он жил очень скромно, то не тратил много денег. Он, также, помог убежать из тюрьмы Санатане Госвами, дав ему золотые монеты.
Говорится, что, когда Рупа Госвами отправился во Вриндаван, он использовал лодку, в которую положил большое количество золотых монет, и переправлялся по реке, чтобы не ехать по дороге. 
Затем он купил пятьсот коров, и нанял пастухов, заботиться об этих коровах. Также, он использовал деньги, чтобы помогать преданным во Врадже. Молоко, которое давали эти коровы, бесплатно раздавали садху во Вриндаване. Также, он раздавал разные предметы быта, пищу, лекарства, в которых нуждались садху.
Таким образом, Рупа Госвами не просто там спал под деревом, он занимался организацией многих вещей в этой большой миссии. Также, каждый день он совершал парикраму по Вриндавану и Матхуре, и просил подаяние в семи домах брахманов.
К тому времени, все другие Госвами уже нашли свои Божества, но Рупа Госвами еще не нашел свое. Божество Говиндаджи было установлено 5000 лет назад правнуком Кришны. Он также установил много других Божеств Кришны.
Все Госвами уже поклонялись своим Божествам, а Рупа Госвами никак не мог найти Говиндаджи.
По прошествию многих тысячелетий, как Ваджранабха установил Божества, многие из них были утеряны.
Однажды, Рупа Госвами совершал парикраму по Вриндавану, и в разлуке с Шри Чайтаньей Махапрабху и Говиндаджи, плакал. Он думал: «Я столько лет не встречался с Махапрабху, и не получал от Него никаких вестей». Шри Рупа страдал в разлуке.
На самом деле, сохранилась переписка между Рупой Госвами и Чайтаньей Махапрабху, оригинальные тексты на бенгали. Сейчас в Исследовательском Институте во Вриндаване переводят эти письма.
Рупа Госвами сидел, повторял Гопала-мантру. В этот момент к нему подошел один из пастухов, который заботился о коровах Шри Рупы, и позвал его. Медитация Рупы Госвами прервалась. Пастух сказал, что на протяжении двух лет одна корова все время поливает своим молоком одно место на холме. 
Этого пастуха звали Говинда Дас. И Рупа Госвами подумал: «Возможно, это знак, и Говиндаджи хочет дать Свой Даршан». 
Рупа Госвами размышлял, что, поскольку этот человек пришел рассказать о корове, а корова – это «го». Одно из значений «винда» на санскрите означает – прервать. И медитация Рупы Госвами была прервана. Шри Рупа подумал, что, возможно, в этом месте и находится Говинда.
Он позвал местных жителей, и они начали копать в указанном месте. И эти люди сказали, что земля очень мягкая, поскольку на протяжении долгого времени поливалась молоком.
Божество находилось очень глубоко, около 15 метров вглубь (с пятиэтажный дом). В Шастре говорится, что Божество находилось на глубине пяти этажей. Поэтому требовалось определенное время, чтобы добраться до Него и вынуть наружу. 
Когда Рупа Госвами увидел Говиндаджи, то задрожал от экстаза. В руке он держал посох, и он оперся на него, чтобы не упасть на землю.
Божество извлекли и установили на землю. Рупа Госвами предложил шаштанга-дандават-пранамы Ему (поклоны всем телом). На протяжение полутора часов приходили все другие Госвами: Санатана Госвами, Бхугарбха Госвами, Локанатха Госвами. Они также предложили поклоны Божеству. 
Новость о том, что Рупа Госвами наконец нашел свое Божество, распространилась повсюду. Множество враджаваси носили воду с Ямуны, чтобы смыть землю с тела Божества.
Затем Рупа Госвами распорядился, чтобы принесли молоко от его коров. Другие враджаваси тоже принесли молоко. И в течение четырех часов совершалась полная абхишека Божества.
На самом деле, Шрила Рупа Госвами был очень опытен в Пудже. Он написал книгу «Кришна-джанама-титхи», где очень подробно описал процесс поклонения. 
Интересно, что в этой книге, Шрила Рупа Госвами не упоминает, что нужно трубить в раковину перед Арати и после него. Сейчас можно увидеть, что в Храмах Вриндавана не трубят в раковину, в отличие от Храмов ИСККОН и Гаудия-матха. В чем же причина?
Это объясняется тем, что, когда Акрура приехал во Вриндаван, чтобы забрать с собой Кришну и Балараму, он протрубил в раковину. И звук раковины погружает жителей Вриндавана в разлуку с Кришной, поэтому они не трубят в нее. Звук раковины порождает негативные ассоциации, и причиняет им боль.
Когда Абхишека закончилась, Госвами спросили Шри Рупу: «Как ты нашел свое Божество?»
Рупа Госвами ответил: «Эта весть пришла через корову. В это время я медитировал на Гопала, и моя медитация была прервана. Я понял, что это несомненно Божество Говинды».
Есть еще одно значение слова «винда».  Это - то, что указывает. Таким образом, то, на что указала корова. 
В Ади Вараха Пуране есть несколько стихов, в которых говорится: «Тот, кто получит даршан Господа Говинды, уже никогда не увидит Ямараджа».
В Сканда Пуране говорится: «В обители Вриндавана находится Говинда, который окружен своими слугами».
Нарада Муни говорит, что тоже обитает там. 
Вринда Деви также находится там, погруженная в медитацию на Говинду.
После Абхишеки, Рупа Госвами решил нанести тилак на Божество. Затем он украсил тело Божества полукруглыми узорами, напоминающими рыб (макарачина). Иногда кажется, что это лепестки, но это макарачина, форма определенной рыбы. Их рисуют на лицах Божеств, на руках и стопах. Затем принесли разноцветные порошки, чтобы провести Холи (фестиваль красок), и осыпали Божества этими порошками. 
Говиндаджи появился на Васанта-панчами. И в этот день враджаваси начали празднование Холи, осыпать Говиндаджи красками. 
Рупа Госвами написал прекрасную песню, посвященную Васанта-панчами:
джйа джайа сундара нанда-кумара
 саурабха-санката-вриндавана-тата-
 вихита-васанта-вихара
«Слава Тебе, о чудесный сын Нанды! Ты поглощен Своими весенними лилами во Вриндаване, благоухающем ароматом цветов!»
В другой песне Рупа Госвами прославляет Говиндаджи, который появился в первый день весны:
«О, Господь, чьи вьющиеся волосы напоминают свежие бутоны.
О, Господь, которого любящие друзья умащают сандаловой пастой и кункумой.
О, Господь, чью сияющую улыбку созерцают твои друзья. 
О, Господь, чьи брошенные искоса взгляды пробуждают любовные желания у Шримати Радхики.
О, Господь, чье драгоценное ожерелье движется в такт твоему танцу и очаровывает все миры.
О, Друг преданных! О, Господь, чьи воплощения наслаждаются играми в сердце Санатаны Госвами
О, Господь, который наслаждается весенними играми в благоухающем Вриндаване. Слава Тебе!»
Далее Рупа Госвами пишет: 
«Сегодня, в лесу деревьев желаний, называемом Вриндаваном, появился золотой дворец. В этом дворце стоит трон из драгоценных камней. В этом месте, которое называется Йога Питх, находится Говинда Дев, Сам воплощенный Купидон. Он царь этого места. Он одет в прекрасные одежды и украшения. Его сопровождают многочисленные преданные».
Место, где был найден Говиндаджи, называется Йога Питх. Йога Питх – это особое место, где встречаются Радха и Кришна. Во Вриндаване есть три Йога Питха. Один находится в Сева Кундже, другой – в Санкете, и еще один на Сурья Кунде.
Теперь Шрила Рупа Госвами отвечал за поклонение Говиндаджи. Он построил небольшую хижину, в качестве Храма для Говиндаджи. Эта хижина была сделана из дерева, травы и глины. 
Шрила Рупа Госвами каждый день служил Говиндаджи в качестве Пуджари. Он предлагал бхогу, проводил Арати. Сначала Рупа Госвами не хотел проводить какого-то богатого поклонения, поэтому он украшал Божество листьями и цветами из Вриндавана. Делал гирлянды из Туласи.
Рупа Госвами ставил горшочек с водой рядом с Божеством, палочку, сделанную из дерева Кадамба и корону из веточек Туласи. Каждый день он обязательно предлагал сладкий рис, и также шикхарини, освежающий напиток, в который добавляется камфора, черный перец, сок. А зимой он предлагал кичри и шак. Иногда какие-нибудь фрукты, но зимой фруктов особо не было.
Каждый день приходили враджаваси на даршан Тхакурджи. И каждый год Рупа Госвами организовывал 38 фестивалей для Тхакурджи. Главным фестивалем был Васанта-утсав (весенний), и фестиваль омовения, посвященный явлению Божества. Фестиваль красок – Холи, Джулан Ятра, Нока-вихар – фестиваль лодок, Джанмаштами, Нрисимха Чатурдаши, и все Экадаши.
Есть прекрасное описание поклонения Нрисимха Деву во Вриндаване.
И на протяжение многих лет, Шрила Рупа Госвами занимался поклонением Говиндаджи, и организацией служения Ему. У Рупы Госвами почти не оставалось времени на выполнение других наставлений Махапрабху. У него не было времени чтобы писать книги и обнаруживать места игр Кришны во Вриндаване. Он все время был занят служением Говиндаджи.
В конце концов, он написал письмо Шри Чайтанье Махапрабху в Пури: «Дорогой Махапрабху, в поклонении Говинда Деву, мои дни и ночи проходят, как моргание век. Я не уделяю должного внимания написанию книг, как Ты мне сказал. Если Ты пошлешь из Джаганнатха Пури кого-то, кто поможет мне в поклонении, то я смогу заняться другим служением, которое Ты мне поручил».
Махапрабху был очень рад, получив это письмо, поскольку Рупа Госвами нашел Говиндаджи, и поклоняется Ему должным образом.
Тогда Махапрабху решил отправить во Вриндаван Кашешвару Пандита, в качестве пуджари. Кашешвара Пандит был близким слугой Шри Чайтаньи Махапрабху. И когда он услышал, что нужно разлучиться с Махапрабху, его сердце было разбито. Он сказал: «Зачем мне идти во Вриндаван, если Кришна здесь со мной?» Он имел ввиду Кришну в форме Шри Чайтаньи Махапрабху.
Махапрабху понимал настроение Кашешвара Пандита, но тем не менее Он решил его отправить во Вриндаван. Махапрабху дал Кашешваре Пандиту Божество, которому поклонялись в Храме Джаганнатхи, и сказал: «Божество будут звать Гоур Говинда. Это Божество не отлично от Меня».
Когда Кашешвара Пандит пришел во Вриндаван, он поместил это Божество рядом с Говиндаджи, и стал поклоняться Им обоим. А Рупа Госвами освободился для другого служения.
Божество Гоур Говинды по сей день находится в Джйпуре, рядом с Говиндаджи. Рупа Госвами также нашел Божество Вринда Деви, которое сейчас находится в Камьяване.
Рупа Госвами собственными руками изваял Божества Радхи Дамодары, и отдал Их Дживе Госвами. Шри Рупа был искусен в очень многих вещах, и в частности, в изготовлении Божеств. 
Я хочу рассказать еще одну небольшую лилу. То, что я рассказал, занимает у меня 20 страниц, и у меня еще 150 страниц новой информации о Рупе Госвами. Возможно, я загружу это все на мой английский канал, и можно будет перевести на русский. 
Рагхунатха Бхатта Госвами очень красиво декламировал Бхагаватам, и многие Госвами приходили чтобы послушать. Они собирались вместе в Храме Радхи Дамодары в Сева Кундже, и слушали Рагхунатху Бхатту Госвами. Он сидел на небольшом возвышении, как на вьясасане.
Однажды туда пришел один брахман послушать Бхагаватам. Он заметил, что один преданный сидит выше, чем Рагхунатха Бхатта. И брахман спросил у другого преданного: «Что это за преданный, который сидит выше Рагхунатхи Бхатты?» 
Ему ответили: «Это Шрила Рупа Госвами. Он лидер всех вайшнавов Вриндавана».
На протяжение всей лекции по Бхагаватам, этот брахман очень внимательно наблюдал за Шрилой Рупой Госвами. Он обратил внимание, что все преданные проявляли различные экстатические признаки, слушая Бхагавад-катху, кто-то смеялся, кто-то плакал, кто-то дрожал. 
Но Рупа Госвами сидел не подвижно, с прямой спиной, с закрытыми глазами, без движения. Брахман подумал: «Может он заснул?», и подсел поближе к Рупе Госвами. Затем он сел совсем рядом с ним, и обратил внимание, что Рупа Госвами даже не дышит.
Брахман забеспокоился: «Что происходит с Рупой Госвами?» Он вытащил ниточку из ткани и поднес к носу Шри Рупы, чтобы определить дышит он, или может уже оставил тело.
В писании говорится, что брахман держал ниточку в течение 24 минут, и она не шелохнулась. Брахман был совершенно потрясен состоянием Рупы Госвами.
Когда Рагхунатха Бхатта закончил катху, он воскликнул: «Шри Говиндаджи ки джай!» В этот момент Шри Рупа Госвами сделал глубокий вдох, затем выдохнул, и этот воздух был таким горячим, что ниточка, которую держал брахман, сразу вспыхнула.
В каком же состоянии находился Рупа Госвами все это время? О чем он думал? На самом деле, он сгорал в огне разлуки с Кришной. Рагхунатха Бхатта декламировал Гопи Гиту, и в Ней описывается разлука Радхики с Кришной. Это чувство разлуки, вираха, сравнивается с огнем, и оно не охлаждает, оно очень горячее. 
Мы молимся Рупе Госвами, чтобы он пролил на нас свою милость, и позволил нам, в один прекрасный день, служить его лотосным стопам.
Я также молюсь лотосным стопам Шрилы Гурудева, по чьей беспричинной милости мы можем вместе говорить о славе Шрилы Рупы Госвами.
Гоура Премананде!