Шрила Нароттам Дас Тхакур
Шрила Нароттама Дас Тхакур
27.10.2021 г.
Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж
По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
Сегодня мы прославляем Шрилу Нароттама Даса Тхакура, в день его ухода. На самом деле, день ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура, в Гаудия Матхе отмечают в разные дни. Некоторые отмечали его два дня назад, а кто-то отмечает сегодня. И также, из-за разницы во времени, в разных местностях, у кого-то будет завтра, у кого-то сегодня.
Шрила Нароттама Дас Тхакур родился в семье Царя Кришнананды, в Кхетури, сейчас это Бангладеш.
Шри Чайтанья Махапрабху приходил в это место. Там протекает река Падма, и Он совершил там омовение. После омовения Он начал восклицать: «Нароттам! Нароттам!» И никто не мог понять, что Он имел ввиду. Потому что Нароттам Дас Тхакур, тогда еще, не был рожден.
Он появился гораздо позже, и он не встречался с Махапрабху и Его спутниками. Он встречался только с Дживой Госвами, который был последним из Госвами.
Когда Нароттаму Дасу Тхакуру было 12 лет, мать взяла его на реку Падму, чтобы совершить омовение. Река Падма – это один из рукавов Ганги, она неотлична от Ганги. Он окунулся в реку и обрел прему, которую Махапрабху оставил для него. Когда мальчик вышел из воды, его тело сменило смуглый цвет на золотистый. Его мать была потрясена этим, она не понимала, как такое могло случиться.
Так Нароттам Дас Тхакур обрел особую милость Махапрабху. Он рос очень разумным юношей. Его совсем не интересовала материальная жизнь. Его желанием было отправиться во Вриндаван и совершать там бхаджан.
Он жил в роскоши, как принц. Его всегда носили на паланкине, он не ходил пешком. И когда Нароттам Дас отправился во Вриндаван, то пошел пешком и поэтому стер себе ноги. Долгое время он, практически ничего не ел, был очень истощен. Один брахман дал ему молока, и Нароттам Дас смог продолжить путь.
Во Вриндаване он принял прибежище у Шрилы Дживы Госвами Пада и стал обучаться под его руководством. Затем туда пришли Шринивас Ачарья и Шьямананда Прабху.
Через какое-то время, Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабха (общество превосходнейших вайшнавов, чьи сердца озарены светом шат-сандарбхи, и которые следуют по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху) дала Нароттаму Дасу титул Тхакур Махашайя. После этого его стали называть Нароттам Дас Тхакур.
Затем Джива Госвами сказал Нароттаму Дасу принять посвящение от Локанатхи даса Госвами. Но Локанатха Госвами принял обет не принимать учеников. Он боялся, что грехи учеников перейдут к нему, поскольку шестая часть грехов ученика переходит к гуру. Также царь получает шестую часть грехов своих подданых. Поэтому в Кали-югу быть царем очень не просто.
Когда Нароттам Дас Тхакур обратился к Локанатхе Госвами за инициацией, он ему отказал. Но Нароттам Дас решил, что так или иначе он обретет милость Локанатхи Госвами, служа ему. Он стал каждое утро убирать место, куда Локанатха Госвами ходил справить нужду. Он там подметал, убирал камни, ветки, насыпал песок, чтобы можно было очистить руки.
Локанатха Госвами, заметив все это, был очень удивлен. Это было странно. И он решил узнать кто это делает. Через несколько дней он спрятался рядом с этим местом, и увидел, как Нароттам Дас вышел с метлой и начал подметать. Он делал это с такой любовью, что после того, как подмел, он дотронулся этой метлой до своей головы и приложил к груди.
Тогда Локанатха Госвами вышел из укрытия, схватил Нароттама Даса, и стал его ругать: «Ты принц! Как ты можешь заниматься таким трудом? Зачем ты это делаешь, в чем смысл?»
Нароттам Дас ответил: «Я хочу получить твою милость».
Тогда сердце Локанатхи Госвами расстаяло, и он решил дать дикшу Нароттаму Дасу. Он сказал ему пойти совершить омовение, одеться надлежащим образом, и прийти на дикшу.
Этот случай показывает, насколько любовное служение могущественно. Оно может даже изменить обет Вайшнава. Бхагаван и Вайшнавы являются сатья-санкалпа, то, что они говорят, это всегда истина. Но ради блага своих преданных, они могут изменить свои решения.
Похожая лила произошла между Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой и Шрилой Гауракишорой Дас Бабаджи Махараджем. Шрила Прабхупада хотел получить дикшу у Бабаджи Махараджа, но он много раз ему отказывал. Сначала Бабаджи Махарадж сказал: «Ты очень образованный молодой человек, аристократ. Я не могу дать тебе дикшу».
Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обратился к нему второй раз, Бабаджи Махарадж ответил: «Я спрошу Махапрабху, одобрит Он это или нет. Если одобрит, то я дам тебе дикшу».
И когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подошел к нему третий раз, то он ответил: «Я забыл спросить у Махапрабху, приходи в следующий раз». Тогда Шрила Прабхупада начал настаивать, и Бабаджи Махарадж сказал ему, что Махапрабху не разрешает давать тебе дикшу.
Но Шрила Прабхупада не оставлял своих попыток убедить Бабаджи Махараджа. Он сказал ему: «Если вы не примите меня в ученики, то я расстанусь с жизнью».
Тогда Бабаджи Махарадж ответил: «Нет, нет, не делай этого. Я просто испытывал тебя. На самом деле, ты очень подходящая личность, чтобы принять милость Махапрабху».
Бабаджи Махарадж взял пыль со своих лотосных стоп, и нанес ее на все тело Шрилы Прабхупады. Так Шрила Прабхупада победил нежелание Бабаджи Махараджа давать дикшу.
И Нароттама Дас Тхакур стал жить с Локанатхой Госвами. Локанатха Госвами дал ему наставление весь день воспевать Святое Имя в своем бхаджан-кутире. А сам Локанатха Госвами, также воспевал Святые Имена целый день, в другом бхаджан-кутире.
Однажды, мимо проходил один фермер, и он попросил у Локанатхи Госвами напиться воды. Но Локанатха Госвами был полностью поглощен воспеванием и не замечал этого человека. Тогда фермер пошел к кутиру Нароттама Даса, и попросил воды у него. Нароттам Дас перестал воспевать, и дал напиться этому человеку.
В это время, Локанатха Госвами, в самадхи, смог увидеть, что произошло. Он был очень расстроен, тем, что Нароттам Дас перестал воспевать ради того, чтобы дать воды обычному человеку. Он стал ругать его: «Ты не достоин здесь жить, потому что не знаешь, как правильно относиться к Харинаме. Отправляйся в Бенгалию, и начинай там проповедь».
Нароттам Дас Тхакур был очень подавлен из-за этого, потому что он хотел просто быть рядом со своим Гурудевом. И он не понимал, какую большую ошибку он совершил.
И вместе с Шринивас Ачарьей и Шьяманандой Прабху, Нароттам Дас начал проповедовать в Западной Бенгалии. Он испытывал большую разлуку со своим Гурудевом, и написал в этом настроении много киртанов. Также он писал книги, такие, как «Према-бхакти Чандрика», «Прартхана» и другие.
А также, в Западную Бенгалию, он привез с собой книги Госвами, чтобы распространять их там. Но, в самом начале, Нароттам Дас, Шьямананда Прабху, Шринивас Ачарья и Рагхава Пандит совершили Враджа-мандала парикраму. Затем взяли книги и отправились в Западную Бенгалию.
Они везли эти книги на повозке, и каждую ночь, по очереди, дежурили, сторожили книги. Дойдя до Вишнупура, они решили, что им ничего не грозит от мусульман, поскольку это было индуистское царство, и нет необходимости стеречь ночью книги. Поэтому можно было всем лечь спать.
В этой местности правил царь Вирахамбир. У него был астролог, который сказал, что через их царство везут очень большие ценности. И царь отправил за ними грабителей. Так, сундук с книгами был украден. Когда царь увидел, что там книги, он был расстроен, потому что думал, что там золото, бриллианты, и он просто положил этот сундук.
Вайшнавы, проснувшись и увидев, что книг нет, пришли в большое беспокойство, и почувствовали на себе вину за то, что произошло. Они решили разделиться и пойти в разных направлениях на поиски книг.
Шринивас Ачарья сказал: «Поскольку у нас нет книг, то мы должны писать песни и проповедовать на их основе». И он остался искать там. А Нароттам Дас и Шьямананда Прабху пошли проповедовать в другие места.
Нароттам Дас Тхакур направился в Северную Бенгалию, а Шьямананда Прабху – в Южную. Нароттам Дас пел киртаны на мелодию гарана-хати, Шьямананда Прабху пел на мелодию ренети, а Шринивас Ачарья – на мелодию манохара-шайи.
Так, Нароттам Дас Тхакур проповедовал на севере Бенгалии, в Манипуре. Все в этом штате стали вайшнавами. Шьямананда Прабху проповедовал на юге Бенгалии, в Орисе.
Проповедь Нароттама Даса была очень успешной, он инициировал множество людей. И местные брахманы сильно обозлились на Нароттама Даса, поскольку он давал дикша-мантры, но сам он не был брахманом. Они решили вызвать его на диспут и победить в споре.
В тот день, когда должен был состояться диспут, ученики Нароттама Тхакура переоделись обычными торговцами, в этой деревне. И, когда слуги брахманов пришли на рынок за продуктами, они обнаружили, что все продавцы на рынке говорят на санскрите.
Они очень удивились тому, что услышали от продавцов такой возвышенный санскрит, поскольку думали, что ученики Нароттама Даса глупые, сентиментальные люди. Но, на самом деле, они увидели очень образованных, эрудированных людей.
И, когда слуги вернулись к брахманам, то сказали: «Здесь, даже продавцы на рынке говорят на санскрите, не говоря уже о тех, кто с нами вступит в диспут». Брахманы испугались, и ушли оттуда ни с чем.
Таким образом, Нароттам Дас Тхакур стал очень почитаем всеми вайшнавами и брахманами того времени.
Однажды, ему приснился сон, что на одном складе зерна находятся божества. И Нароттам Тхакур пришел к хозяину этого зернохранилища и сказал: «Я хочу посмотреть, что там находится». Но хозяин ответил, что там живут ядовитые змеи, и попасть туда нет возможности. Нароттам Дас ответил: «Не бойтесь, меня это не тревожит».
Он вошел в зернохранилище, и обнаружил там шесть божеств: Гауранга Дева, Шри Валлабха Канту, Шри Враджа-Мохана, Шри Радха Канту, Шри Радха Рамана и Шри Кришну. Он сообщил об этом Джахнави Мате, которая была тогда лидером всех Вайшнавов.
Джахнава Мата сказала, что божества самопроявлены, и нет нужды их устанавливать и, что нужно просто провести абхишеку и предложить бхогу. Затем она сказала, что нужно устроить фестиваль, и пригласить Шьямананду Прабху, Шриниваса Ачарью и Рамачандру Кавираджа, а также всех Вайшнавов из Гаура-мандалы, Кшетра-мандалы и Враджа-мандалы, и провести киртан.
Так состоялся самый знаменитый в истории фестиваль в Кхетури. Поскольку Нароттама Дас происходил из царской семьи, он договорился с царем Сантошем, чтобы тот спонсировал этот фестиваль.
Джахнава Мата взяла на себя ответственность готовить для всех, потому что Джахнава Мата – аннапурна, она может проявить бесконечное количество пищи.
Таким образом, все было устроено идеально, чтобы послужить Вайшнавам и божествам. На фестивале присутствовали сотни тысяч людей. Приготовленную пищу они хранили в огромных контейнерах, сделанных из кирпича, и не было нехватки прасада. По сей день, этот Кхетури-махотсав проводится таким же образом и очень знаменит.
Еще одним спутником Нароттама Даса Тхакура был Рамачандра Кавирадж. У него был брат Говинда Кавирадж, который поклонялся Кали, он был Шактой. Однажды Говинда очень сильно заболел, и Рамачандра Кавирадж попросил Нароттама Даса помолиться за него, и декламировать Бхагаватам, ради блага брата.
Но Нароттам Дас считал себя неквалифицированным, и попросил декламировать Бхагаватам Шриниваса Ачарью. После того, как Говинда Кавирадж выслушал Шримад Бхагаватам, его сердце изменилось и, он стал вайшнавом. Он начал писать замечательные киртаны, например, как знаменитая песня Бхаджаху Ре Мана.
Нароттама Дас был близким другом Рамачандры Кавираджа, и во многих песнях он пишет, что Нароттам всегда стремится быть в обществе Рамачандры. Нароттам Дас Тхакур написал много прекрасных песен, которые мы поем каждый день, например, как Шри Гуру Чарана Падма.
Через какое-то время Нароттам Дас Тхакур сильно заболел, и перестал проповедовать. И некоторые люди стали его критиковать, из-за того, что он сначала принимал в ученики брахманов, а теперь не может говорить.
На самом деле, Нароттам Дас являл лилу болезни, и поэтому не говорил. Но его ученики были очень обеспокоены тем, что подумают люди. Также они пережевали из-за того, что те, кто критикуют, получат очень суровые реакции, отправятся в ад и не достигнут высшей цели жизни.
Тогда ученики обратились к Нароттаму Дасу: «Пожалуйста, начни снова говорить, чтобы эти люди не критиковали». И Нароттам Дас Тхакур, не желая причинять никому беспокойств и оскорблений, снова стал проповедовать и петь.
Когда Нароттам Дас Тхакур решил, что пришло время уходить из этого мира, он отправился на Гангу совершить омовение. Его тело превратилось в молоко и растворилось в водах Ганги. Вот таким мистическим образом произошло исчезновение Нароттама Тхакура.
В Храме Радхи Гокулананды, во Вриндаване, есть его пушпа-самадхи, но это не изначальное самадхи.
Сегодня мы памятуем о лотосных стопах Нароттама Даса Тхакура и пытаемся призвать его милость.
В месяц Картика очень благоприятно говорить о славе Вайшнавов. Потому что, именно Вайшнавы, на самом деле, могут дать нам бхакти. Они являются хранителями лотосных стоп Радхарани. И мы можем приблизиться к лотосным стопам Радхарани, памятуя о Ее ближайших слугах, таких, как Нароттам Дас Тхакур.
Гоура Премананде!
27.10.2021 г.
Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж
По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
Сегодня мы прославляем Шрилу Нароттама Даса Тхакура, в день его ухода. На самом деле, день ухода Шрилы Нароттама Даса Тхакура, в Гаудия Матхе отмечают в разные дни. Некоторые отмечали его два дня назад, а кто-то отмечает сегодня. И также, из-за разницы во времени, в разных местностях, у кого-то будет завтра, у кого-то сегодня.
Шрила Нароттама Дас Тхакур родился в семье Царя Кришнананды, в Кхетури, сейчас это Бангладеш.
Шри Чайтанья Махапрабху приходил в это место. Там протекает река Падма, и Он совершил там омовение. После омовения Он начал восклицать: «Нароттам! Нароттам!» И никто не мог понять, что Он имел ввиду. Потому что Нароттам Дас Тхакур, тогда еще, не был рожден.
Он появился гораздо позже, и он не встречался с Махапрабху и Его спутниками. Он встречался только с Дживой Госвами, который был последним из Госвами.
Когда Нароттаму Дасу Тхакуру было 12 лет, мать взяла его на реку Падму, чтобы совершить омовение. Река Падма – это один из рукавов Ганги, она неотлична от Ганги. Он окунулся в реку и обрел прему, которую Махапрабху оставил для него. Когда мальчик вышел из воды, его тело сменило смуглый цвет на золотистый. Его мать была потрясена этим, она не понимала, как такое могло случиться.
Так Нароттам Дас Тхакур обрел особую милость Махапрабху. Он рос очень разумным юношей. Его совсем не интересовала материальная жизнь. Его желанием было отправиться во Вриндаван и совершать там бхаджан.
Он жил в роскоши, как принц. Его всегда носили на паланкине, он не ходил пешком. И когда Нароттам Дас отправился во Вриндаван, то пошел пешком и поэтому стер себе ноги. Долгое время он, практически ничего не ел, был очень истощен. Один брахман дал ему молока, и Нароттам Дас смог продолжить путь.
Во Вриндаване он принял прибежище у Шрилы Дживы Госвами Пада и стал обучаться под его руководством. Затем туда пришли Шринивас Ачарья и Шьямананда Прабху.
Через какое-то время, Вишва-Вайшнава-Раджа-Сабха (общество превосходнейших вайшнавов, чьи сердца озарены светом шат-сандарбхи, и которые следуют по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху) дала Нароттаму Дасу титул Тхакур Махашайя. После этого его стали называть Нароттам Дас Тхакур.
Затем Джива Госвами сказал Нароттаму Дасу принять посвящение от Локанатхи даса Госвами. Но Локанатха Госвами принял обет не принимать учеников. Он боялся, что грехи учеников перейдут к нему, поскольку шестая часть грехов ученика переходит к гуру. Также царь получает шестую часть грехов своих подданых. Поэтому в Кали-югу быть царем очень не просто.
Когда Нароттам Дас Тхакур обратился к Локанатхе Госвами за инициацией, он ему отказал. Но Нароттам Дас решил, что так или иначе он обретет милость Локанатхи Госвами, служа ему. Он стал каждое утро убирать место, куда Локанатха Госвами ходил справить нужду. Он там подметал, убирал камни, ветки, насыпал песок, чтобы можно было очистить руки.
Локанатха Госвами, заметив все это, был очень удивлен. Это было странно. И он решил узнать кто это делает. Через несколько дней он спрятался рядом с этим местом, и увидел, как Нароттам Дас вышел с метлой и начал подметать. Он делал это с такой любовью, что после того, как подмел, он дотронулся этой метлой до своей головы и приложил к груди.
Тогда Локанатха Госвами вышел из укрытия, схватил Нароттама Даса, и стал его ругать: «Ты принц! Как ты можешь заниматься таким трудом? Зачем ты это делаешь, в чем смысл?»
Нароттам Дас ответил: «Я хочу получить твою милость».
Тогда сердце Локанатхи Госвами расстаяло, и он решил дать дикшу Нароттаму Дасу. Он сказал ему пойти совершить омовение, одеться надлежащим образом, и прийти на дикшу.
Этот случай показывает, насколько любовное служение могущественно. Оно может даже изменить обет Вайшнава. Бхагаван и Вайшнавы являются сатья-санкалпа, то, что они говорят, это всегда истина. Но ради блага своих преданных, они могут изменить свои решения.
Похожая лила произошла между Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Прабхупадой и Шрилой Гауракишорой Дас Бабаджи Махараджем. Шрила Прабхупада хотел получить дикшу у Бабаджи Махараджа, но он много раз ему отказывал. Сначала Бабаджи Махарадж сказал: «Ты очень образованный молодой человек, аристократ. Я не могу дать тебе дикшу».
Когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур обратился к нему второй раз, Бабаджи Махарадж ответил: «Я спрошу Махапрабху, одобрит Он это или нет. Если одобрит, то я дам тебе дикшу».
И когда Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подошел к нему третий раз, то он ответил: «Я забыл спросить у Махапрабху, приходи в следующий раз». Тогда Шрила Прабхупада начал настаивать, и Бабаджи Махарадж сказал ему, что Махапрабху не разрешает давать тебе дикшу.
Но Шрила Прабхупада не оставлял своих попыток убедить Бабаджи Махараджа. Он сказал ему: «Если вы не примите меня в ученики, то я расстанусь с жизнью».
Тогда Бабаджи Махарадж ответил: «Нет, нет, не делай этого. Я просто испытывал тебя. На самом деле, ты очень подходящая личность, чтобы принять милость Махапрабху».
Бабаджи Махарадж взял пыль со своих лотосных стоп, и нанес ее на все тело Шрилы Прабхупады. Так Шрила Прабхупада победил нежелание Бабаджи Махараджа давать дикшу.
И Нароттама Дас Тхакур стал жить с Локанатхой Госвами. Локанатха Госвами дал ему наставление весь день воспевать Святое Имя в своем бхаджан-кутире. А сам Локанатха Госвами, также воспевал Святые Имена целый день, в другом бхаджан-кутире.
Однажды, мимо проходил один фермер, и он попросил у Локанатхи Госвами напиться воды. Но Локанатха Госвами был полностью поглощен воспеванием и не замечал этого человека. Тогда фермер пошел к кутиру Нароттама Даса, и попросил воды у него. Нароттам Дас перестал воспевать, и дал напиться этому человеку.
В это время, Локанатха Госвами, в самадхи, смог увидеть, что произошло. Он был очень расстроен, тем, что Нароттам Дас перестал воспевать ради того, чтобы дать воды обычному человеку. Он стал ругать его: «Ты не достоин здесь жить, потому что не знаешь, как правильно относиться к Харинаме. Отправляйся в Бенгалию, и начинай там проповедь».
Нароттам Дас Тхакур был очень подавлен из-за этого, потому что он хотел просто быть рядом со своим Гурудевом. И он не понимал, какую большую ошибку он совершил.
И вместе с Шринивас Ачарьей и Шьяманандой Прабху, Нароттам Дас начал проповедовать в Западной Бенгалии. Он испытывал большую разлуку со своим Гурудевом, и написал в этом настроении много киртанов. Также он писал книги, такие, как «Према-бхакти Чандрика», «Прартхана» и другие.
А также, в Западную Бенгалию, он привез с собой книги Госвами, чтобы распространять их там. Но, в самом начале, Нароттам Дас, Шьямананда Прабху, Шринивас Ачарья и Рагхава Пандит совершили Враджа-мандала парикраму. Затем взяли книги и отправились в Западную Бенгалию.
Они везли эти книги на повозке, и каждую ночь, по очереди, дежурили, сторожили книги. Дойдя до Вишнупура, они решили, что им ничего не грозит от мусульман, поскольку это было индуистское царство, и нет необходимости стеречь ночью книги. Поэтому можно было всем лечь спать.
В этой местности правил царь Вирахамбир. У него был астролог, который сказал, что через их царство везут очень большие ценности. И царь отправил за ними грабителей. Так, сундук с книгами был украден. Когда царь увидел, что там книги, он был расстроен, потому что думал, что там золото, бриллианты, и он просто положил этот сундук.
Вайшнавы, проснувшись и увидев, что книг нет, пришли в большое беспокойство, и почувствовали на себе вину за то, что произошло. Они решили разделиться и пойти в разных направлениях на поиски книг.
Шринивас Ачарья сказал: «Поскольку у нас нет книг, то мы должны писать песни и проповедовать на их основе». И он остался искать там. А Нароттам Дас и Шьямананда Прабху пошли проповедовать в другие места.
Нароттам Дас Тхакур направился в Северную Бенгалию, а Шьямананда Прабху – в Южную. Нароттам Дас пел киртаны на мелодию гарана-хати, Шьямананда Прабху пел на мелодию ренети, а Шринивас Ачарья – на мелодию манохара-шайи.
Так, Нароттам Дас Тхакур проповедовал на севере Бенгалии, в Манипуре. Все в этом штате стали вайшнавами. Шьямананда Прабху проповедовал на юге Бенгалии, в Орисе.
Проповедь Нароттама Даса была очень успешной, он инициировал множество людей. И местные брахманы сильно обозлились на Нароттама Даса, поскольку он давал дикша-мантры, но сам он не был брахманом. Они решили вызвать его на диспут и победить в споре.
В тот день, когда должен был состояться диспут, ученики Нароттама Тхакура переоделись обычными торговцами, в этой деревне. И, когда слуги брахманов пришли на рынок за продуктами, они обнаружили, что все продавцы на рынке говорят на санскрите.
Они очень удивились тому, что услышали от продавцов такой возвышенный санскрит, поскольку думали, что ученики Нароттама Даса глупые, сентиментальные люди. Но, на самом деле, они увидели очень образованных, эрудированных людей.
И, когда слуги вернулись к брахманам, то сказали: «Здесь, даже продавцы на рынке говорят на санскрите, не говоря уже о тех, кто с нами вступит в диспут». Брахманы испугались, и ушли оттуда ни с чем.
Таким образом, Нароттам Дас Тхакур стал очень почитаем всеми вайшнавами и брахманами того времени.
Однажды, ему приснился сон, что на одном складе зерна находятся божества. И Нароттам Тхакур пришел к хозяину этого зернохранилища и сказал: «Я хочу посмотреть, что там находится». Но хозяин ответил, что там живут ядовитые змеи, и попасть туда нет возможности. Нароттам Дас ответил: «Не бойтесь, меня это не тревожит».
Он вошел в зернохранилище, и обнаружил там шесть божеств: Гауранга Дева, Шри Валлабха Канту, Шри Враджа-Мохана, Шри Радха Канту, Шри Радха Рамана и Шри Кришну. Он сообщил об этом Джахнави Мате, которая была тогда лидером всех Вайшнавов.
Джахнава Мата сказала, что божества самопроявлены, и нет нужды их устанавливать и, что нужно просто провести абхишеку и предложить бхогу. Затем она сказала, что нужно устроить фестиваль, и пригласить Шьямананду Прабху, Шриниваса Ачарью и Рамачандру Кавираджа, а также всех Вайшнавов из Гаура-мандалы, Кшетра-мандалы и Враджа-мандалы, и провести киртан.
Так состоялся самый знаменитый в истории фестиваль в Кхетури. Поскольку Нароттама Дас происходил из царской семьи, он договорился с царем Сантошем, чтобы тот спонсировал этот фестиваль.
Джахнава Мата взяла на себя ответственность готовить для всех, потому что Джахнава Мата – аннапурна, она может проявить бесконечное количество пищи.
Таким образом, все было устроено идеально, чтобы послужить Вайшнавам и божествам. На фестивале присутствовали сотни тысяч людей. Приготовленную пищу они хранили в огромных контейнерах, сделанных из кирпича, и не было нехватки прасада. По сей день, этот Кхетури-махотсав проводится таким же образом и очень знаменит.
Еще одним спутником Нароттама Даса Тхакура был Рамачандра Кавирадж. У него был брат Говинда Кавирадж, который поклонялся Кали, он был Шактой. Однажды Говинда очень сильно заболел, и Рамачандра Кавирадж попросил Нароттама Даса помолиться за него, и декламировать Бхагаватам, ради блага брата.
Но Нароттам Дас считал себя неквалифицированным, и попросил декламировать Бхагаватам Шриниваса Ачарью. После того, как Говинда Кавирадж выслушал Шримад Бхагаватам, его сердце изменилось и, он стал вайшнавом. Он начал писать замечательные киртаны, например, как знаменитая песня Бхаджаху Ре Мана.
Нароттама Дас был близким другом Рамачандры Кавираджа, и во многих песнях он пишет, что Нароттам всегда стремится быть в обществе Рамачандры. Нароттам Дас Тхакур написал много прекрасных песен, которые мы поем каждый день, например, как Шри Гуру Чарана Падма.
Через какое-то время Нароттам Дас Тхакур сильно заболел, и перестал проповедовать. И некоторые люди стали его критиковать, из-за того, что он сначала принимал в ученики брахманов, а теперь не может говорить.
На самом деле, Нароттам Дас являл лилу болезни, и поэтому не говорил. Но его ученики были очень обеспокоены тем, что подумают люди. Также они пережевали из-за того, что те, кто критикуют, получат очень суровые реакции, отправятся в ад и не достигнут высшей цели жизни.
Тогда ученики обратились к Нароттаму Дасу: «Пожалуйста, начни снова говорить, чтобы эти люди не критиковали». И Нароттам Дас Тхакур, не желая причинять никому беспокойств и оскорблений, снова стал проповедовать и петь.
Когда Нароттам Дас Тхакур решил, что пришло время уходить из этого мира, он отправился на Гангу совершить омовение. Его тело превратилось в молоко и растворилось в водах Ганги. Вот таким мистическим образом произошло исчезновение Нароттама Тхакура.
В Храме Радхи Гокулананды, во Вриндаване, есть его пушпа-самадхи, но это не изначальное самадхи.
Сегодня мы памятуем о лотосных стопах Нароттама Даса Тхакура и пытаемся призвать его милость.
В месяц Картика очень благоприятно говорить о славе Вайшнавов. Потому что, именно Вайшнавы, на самом деле, могут дать нам бхакти. Они являются хранителями лотосных стоп Радхарани. И мы можем приблизиться к лотосным стопам Радхарани, памятуя о Ее ближайших слугах, таких, как Нароттам Дас Тхакур.
Гоура Премананде!