Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж
Харьков 09.01.2019
Харьков 09.01.2019
Шрила Джива Госвами
Сегодня день ухода Шрилы Дживы Госвами. Шрила Джива Госвамипад является одним из шести Госвами Вриндавана. И в нашей линии он – один из важнейших ачарьев. Его считают одним из сыновей Шри Чайтаньи Махапрабху.
Хотя Шри Чайтанья Махапрабху является санньяси, но у него есть три сына: Джива Госвами, Кави Карнапур и Рагхунандана Тхакур - все они считаются сыновьями Махапрабху, поскольку Он принимал их как своих сыновей (их предложили Ему, когда они были еще детьми).
Джива Госвами был еще младенцем, когда Махапрабху прибыл в Рамакели, чтобы встретиться с Шрилой Рупой и Санатаной Госвами. В то время у Анупамы, их брата, был этот малыш, Джива. Шрила Рупа и Санатана Госвами принесли его и положили к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
Они сказали Ему: «Точно так же, как мы поклоняемся Ганге, предлагая Ей Её же воду, точно так же все дживы в этом мире и так принадлежат тебе. Но мы все же должны предложить Тебе его. Прими эту дживу, которая и так Твоя, но все равно должна быть предложена Тебе».
Когда Дживу предложили лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, он стал сосать большой палец ноги Махапрабху, потому что дети всегда всё тянут в рот. И Джива Госвами сосал палец Махапрабху на Его лотосной стопе.
Затем Махапрабху ушел, но Рупа и Санатана вновь искали встречи с Ним. Потом, как мы знаем, их посадили в тюрьму, они сбежали из нее и пришли в Пури к Махапрабху.
Кази, мусульманский правитель, пришел в негодование и хотел поймать Рупу и Санатану. Тогда он решил украсть Дживу Госвами, чтобы Рупа и Санатана вернулись. Кази послал солдат в дом Дживы, похитить его. В то время Джива жил только с матерью, поскольку Анупама уже оставил этот мир. Но, когда солдаты приблизились к дому, они внезапно потеряли сознание. Тогда правитель очень испугался, подумав, что это большое оскорбление: «Лучше я не буду беспокоить этого ребенка, наверное, он - садху».
Мы знаем, что Джива Госвами был величайшим садху. Когда он был маленьким, то сам сделал Божества Кришны и Баларамы из глины. Он поклонялся Им, предлагал бхогу, спал с Ними.
Когда Дживе Госвами было 16 лет, он захотел серьезно изучать санскрит. Он и так уже знал его, но хотел стать профессионалом. И хотя он был еще ребенком, но знал уже «Гиту», «Бхагаватам» и многие другие писания.
Поскольку у Дживы уже не было отца, а Рупа и Санатана были в Пури, он сам взял ответственность и заботился об ашраме и школе, которые существовали при отце.
Мать Дживы Госвами была очень красивой женщиной, и мусульманский правитель захотел насладиться ей. Однажды он пришел в дом Дживы Госвами. Когда Джива открыл дверь и царь увидел его юное, очень красивое, невинное лицо, он почувствовал чистоту Дживы и подумал: «Я не должен причинять беспокойство его матери», и ушел из этого дома.
Позже Джива Госвами отправился изучать санскрит под руководством Мадхусудана Вачаспати и стал очень известным ученым, хотя и был молод.
Время шло, и Шри Чайтанья Махапрабху послал Рупу и Санатану во Вриндаван, а Джива Госвами вернулся из Варанаси в Навадвипу, поскольку Махапрабху дал ему наставление отправиться в Навадвипу и встретиться с Нитьянандой.
Затем Махапрабху явился Вишнуприе во сне и сказал: «Мой сын придет к тебе, ты должна о нем позаботиться». Когда Джива пришел в дом Шачиматы, уже все знали о его прибытии. Шачимата обняла Дживу как своего собственного сына, и затем Вишнуприя так же приняла его.
Джива Госвами принял прасад, отдохнул и на следующий день он встретился с Нитьянандой Прабху. Он распростерся у лотосных стоп Нитьянанды. Нитьянанда Прабху поставил свои стопы на голову Дживе Госвами и сказал: «Пойдем на парикраму».
Нитьянанда провел Дживу Госвами по всем девяти островам Навадвипы. Джива смог увидеть все вечные лилы Махапрабху. После парикрамы Нитьянанда Прабху сказал: «Настало время отправиться во Вриндаван и встретиться там с Рупой и Санатаной. Прими руководство Рупы Госвами и будь под его покровительством».
Джива Госвами отправился во Вриндаван и стал служить Рупе Госвами. Он совершал самое скромное служение: стирал одежду Рупы Госвами, готовил для него, приносил воду с Ямуны, подготавливал свитки, чтобы Рупа Госвами мог писать. В то время, прежде, чем использовать папирусы для письма, они должны были пройти очень сложную подготовку. И Джива обрабатывал пальмовые листы и делал глиняные таблички.
Однажды великий пандит, Дигвиджай Валлабхачарья пришел к Рупе Госвами чтобы пообщаться. Он сказал Рупе: «Твоя книга «Бхакти-расамрита-синдху» очень хороша, но в ней есть некоторые странные вещи. Ты написал, что бхукти и мукти подобны двум ведьмам. Бхукти – материальные наслаждения, а мукти – освобождение. Освобождения желают все великие личности, так как же мукти может быть ведьмой? Ну хорошо, бхукти, но мукти? Я думаю, может быть, стоит это исправить?»
Рупа Госвами сказал: «Хорошо, я согласен, исправим». Валлабхачарья хотел подискутировать с Рупой Госвами, но Рупа сказал: «Я ни о чем не хочу спорить». На что этот пандит ответил: «Ты должен подписать бумагу, о том, что я тебя победил». Рупа Госвами сказал: «Да, хорошо, я подпишу».
Джива Госвами, наблюдая за всем этим, очень разгневался: «О, этот пандит не знает, как оказывать почтение моему Гурудеву. Он не знает, насколько велик Рупа Госвами».
Валлабхачарья отправился к Ямуне, чтобы принять омовение. И Джива сказал Рупе Госвами: «Я пойду за водой». Он побежал за Валлабхачарьей и сказал ему: «Уважаемый, вы совершили большую ошибку. Рупа Госвами на самом деле написал, что желание обрести мукти подобно ведьме. Но это не так, что мукти и бхукти сами по себе ведьмы, само желание получить их плоды подобно ведьме. Поскольку для преданного желание достичь освобождения является препятствием на пути, мы не желаем освобождения. Мы не хотим отправиться в Брахмаджьоти или на Вайкунтху. Даже, если сам Кришна придет и предложит нам освобождение, мы скажем: «Нет». Мы хотим только служения. Поэтому, если вы желаете освобождения или материальных наслаждений – это подобно ведьме. Это даже не ведьма, это как Дракула – вампир. Что делает вампир? Высасывает кровь. Бхукти и мукти высосут всю кровь из вашего бхакти. Вы не сможете практиковать».
Валлабхачарья подумал: «О, этот мальчик очень разумен. Я должен вернуться и попросить прощения у Рупы Госвами». Он вернулся и поговорил с Рупой Госвами.
Когда он ушел, Рупа Госвами подозвал к себе Дживу: «Джива, иди сюда. Я тебя просил дискутировать с этим человеком? Разве я просил что-то говорить в мою пользу? У тебя нет смирения. Если кто-то приходит и бросает вызов, ты сразу вспыхиваешь внутри, ты не можешь терпеть, не можешь быть смиренным, ты хочешь бросить вызов всему миру. Это не вайшнавский этикет. Поэтому ты не можешь оставаться со мной, уходи и не возвращайся».
Джива Госвами подумал: «Всё, жизнь бесполезна. Как я смогу жить без Рупы Госвами?» Но у него не было выбора, нужно было идти. Это была самая болезненная ситуация в его жизни. Это нельзя даже было сравнить с уходом его отца. И это было несравнимо даже с уходом Шри Чайтаньи Махапрабху. В линии рупануг, Рупа Госвами – жизнь и душа преданных.
Джива Госвами бродил туда-сюда по Вриндавану и не мог найти прибежище. Однажды он увидел крокодилью нору и спрятался там. Он ничего не ел и не пил, стал очень худой, практически он умирал. Иногда местные враджаваси проходили неподалеку и слышали, как он кричал: «Ха, Рупа, ха, Рупа!»
Санатана Госвами как-то проходил рядом с этим местом, посещая местных жителей. Он был очень общительным, ходил по Вриндавану, Матхуре, на Говардхан и общался с враджаваси. Он спрашивал об их благополучии: «Как у вас урожай в этом году, какие новости, как ваша корова поживает, как дети?»
Все очень любили Санатану Госвами. Конечно, он был отреченной личностью. Все враджаваси видели его, как высочайшего садху. Один враджаваси сказал Санатане Госвами: «Знаешь, Баба, здесь есть один садху, который еще более аскетичный, чем ты. Он более худой, чем ты, он вообще не ест ничего. Он даже не повторяет Маха-мантру, он только выкрикивает: «Ха, Рупа, ха, Рупа!» Он живет в крокодильей норе, но крокодилы на него не нападают, потому что он великий садху».
Санатана Госвами тогда сказал: «О, должно быть, это Джива Госвами. Пожалуйста, отведите меня туда, я хочу посмотреть». И враджаваси отвел Санатану Госвами в то место, где Санатана увидел Дживу Госвами, который был в очень плачевном состоянии.
Санатана Госвами крепко обнял его и сказал: «Мы искали тебя всё это время и не могли найти». Джива Госвами был так немощен, что не мог идти. Санатана Госвами попросил, чтобы нашли аюрведического врача. Он стал давать ему специальные препараты, и постепенно Джива обрел силы.
И тогда Санатана Госвами устроил встречу Дживы и Рупы Госвами. Прежде Санатана Госвами спросил Рупу Госвами: «Рупа, скажи, какое самое главное качество вайшнава?» Рупа Госвами ответил: «Джива-дойа” (сострадание ко всем живым существам). Санатана Госвами сказал: «Но ты не можешь проявить сострадание к этой дживе?» Когда Рупа Госвами снова увидел Дживу, то принял его обратно.
Благодаря этой разлуке, Джива Госвами смог написать замечательные произведения. Его бхаджан был очень глубоким. И, на самом деле, он получил милость Рупы Госвами, потому что Рупа Госвами внутренне был доволен Дживой. Джива Госвами не совершал никакой ошибки. Но внешне, Рупа Госвами не хотел, чтобы Валлабхачарья подумал, что Дживу послали бросить вызов.
Рупа Госвами просто, как акт смирения, взял эту бумагу и подписал. И Джива Госвами не сделал ничего плохого, он поступил правильно. Мы должны защищать своего Гурудева любой ценой. Если кто-то бросает вызов вашему Гурудеву, вы должны броситься на него, как лев, и отрезать ему язык острыми аргументами.
Однажды один из учеников спросил Шрилу Гурудева: «Гурудев, что мы должны делать, если кто-то критикует нашего Гурудева?» Гурудев сказал: «Если у вас есть знания, вы можете победить его аргументами. Если нет, то вы должны закрыть уши и принять омовение в Ганге, прямо в одежде». Этот преданный переспросил: «Нет, если кто-то будет критиковать вашего Гурудева, Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа?» Гурудев ответил: «Я прыгну и ударю его. Я его полностью разрушу». Мы никогда не должны позволять критиковать своего Гурудева. И мы должны выдвинуть мощные аргументы против этого человека. Долгом ученика является защищать своего Духовного Учителя.
Некоторые люди говорят, что Джива Госвами проповедовал что-то отличное от того, что говорил Рупа Госвами, но это не соответствует действительности. Шрила Джива Госвами писал о свакия-бхаве, что она занимает наивысшее положение. Свакия-бхава означает отношения, когда Радха и Кришна находятся в браке. И что нужно поклоняться Радхе и Кришне, состоящим в браке.
Но Джива Госвами писал об этом для того, чтобы не беспокоить обычных людей, потому что обычные люди не способны понять, что такое паракия-бхава. Паракия означает, что у Радхи и Кришны любовные отношения вне брака, как у не связанных узами брака людей. И в глазах общества это выглядит неприлично.
Но Кришна – не обычный человек, Он – Бог. Поэтому все, что бы ни делал Кришна, совершенно. Джива Госвами делал эти утверждения в своих книгах. Он говорил: «Я написал это для обычных людей. Но мое мнение не отлично от Рупы Госвами».
Джива Госвами, на самом деле, пытался защитить учение Рупы Госвами. Так, например, Кришна послал Шанкарачарью для того, чтобы проповедовать философию майавады. Он хотел защитить чистое бхакти. Точно так же Джива Госвами защищал учение бхакти. Он не говорил ничего отличного от того, что говорил Рупа Госвами.
Однажды преданные пришли к Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджу. Они спросили: «Почему Шрила Нараяна Госвами Махарадж обрел такую известность? Как он стал таким известным пандитом?» Пури Махарадж ответил: «Потому что он научился всему у Дживы Госвами».
В нашей линии Джива Госвами очень важен, потому что он создал фундамент для бхакти-таттвы. Он написал «Шад Сандарбхи». Он также дал комментарии к «Удджвала Ниламани» Рупы Госвами и в этом комментарии он объясняет свакию и паракию.
Без комментариев Шрилы Дживы Госвами учение Шрилы Рупы Госвами было бы не защищено. Так же Джива Госвами является шикша-гуру для трех выдающихся ачарий: Шриниваса, Нароттамы и Шьямананды.
Шьямананда Прабху был учеником Хридой Чайтаньи, который находился в сакхья-расе. Это означает, что Хридой Чайтанья поклонялся Кришне в умонастроении дружбы. Но Шьямананда находился в мадхурья-расе. Если гуру находится в более низкой расе, он не может научить более глубокому бхаджану своего ученика.
Поэтому Хридой Чайтанья послал Шьямананду принимать наставления у Дживы Госвами. Так же Локанатха Госвами послал Нароттама к Дживе Госвами. И Шринивас Ачарья так же пришел к Дживе Госвами. Под руководством Дживы Госвами они изучили все таттвы.
Джива Госвами поручил им одно очень важное служение - сделать копии всех книг Госвами и распространить их в Западной Бенгалии, Ориссе.
Джива Госвами написал грамматику санскрита «Харинамрита Вьяхару», Харинамрита означает – нектар имен Кришны. Он объясняет всю грамматику санскрита на именах Кришны. Точно так же, как Махапрабху объяснял алфавит своим студентам, которые изучали санскрит. Он говорил, что все буквы и звуки происходят от Кришны. Грамматика Дживы Госвами «Харинамрита Вьяхара» очень известна. Все вайшнавы изучают ее.
Джива Госвами так же поклонялся Божествам Радха-Дамодара. Рупа Госвами проявил эти Божества и дал Их Дживе Госвами. В Сева-кундже у них были встречи. Сейчас там находится Храм Радхи-Дамодара. Также во Вриндаване сохранились изначальные рукописи книг Дживы Госвами.
Однажды правитель Агры бросил вызов: «Кто более велик, Ганга или Ямуна?» Многие пандиты обсуждали эту тему и не могли прийти к выводу. Тогда царь послал за Дживой Госвами, чтобы он помог сделать окончательный вывод.
Джива Госвами пришёл и прославил Гангу и Ямуну. Он сказал, что обе личности велики. Но Ямуна – это Кришна-према в жидкой форме, а Ганга - чаранамрита Кришны.
Царь был удовлетворен, получив окончательный ответ. Он сказал Дживе Госвами: «Что ты хочешь, я дам тебе все!» Джива сказал: «Я не попрошайка, я завишу от Кришны, поэтому я доволен тем, что Кришна посылает мне. Я просто хожу от дома к дому, что Кришна даст, тем я и удовлетворён».
Но царь настаивал: «Нет. Я хочу тебе дать что-то, пожалуйста, проси». Пример, который нам показывают многие Госвами, что они никогда не ставили себя в зависимость от богатства. Если вы совершаете бхаджан, то никакие богатства в этом мире, никакие деньги не могут удовлетворить вас. И Джива Госвами отказался принимать что-либо от царя.
Тогда царь сказал: «Хорошо, тогда я дам достаточное количество бумаги» (бумага была в то время большой ценностью). Джива Госвами жил в лесу Вриндавана, у него не было никаких условий. Джива ответил: «Бумагу я приму, поскольку это не для меня, это для служения всему миру».
санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих
калавасана-критау
нидрахара-вихаракади-виджитау
чатйанта-динау чай ау
радха-кришна-гуна-смритер мадхурима-
нандена саммохитау
вандерупа-санатанау рагху-йугау
шри-джива-гопалакау
Что делал Джива Госвами? Он совершал садхану очень строго. Он повторял определенное количество кругов каждый день, очень мало спал, мало ел и все время был занят севой. (Б.-р.-с., 1.2.295)
сева садхака-рупена
сиддха-рупеначатра хи
тад-бхава-липсунакарйа
враджа-локанусаратах
В своей нитья-сварупе он служил вечным лилам Шри Шри Радхи Кришны. Но внешне, своим телом, он совершал садхану, различные виды служения. Это пример для нас, как нужно следовать садхане. Садхана должна совершаться урегулированно. Должна быть определенная дисциплина и регулярность, это очень важно.
Пытайтесь каждый день делать что-то одинаково, это будет очень благоприятно для вашего бхакти. На стадии рагануги - каждый день отличается. Но на уровне вайдхи-бхакти у нас должна быть дисциплина.
Каждый день мы должны совершать определенные действия: повторять установленное количество кругов, как учил Шри Чайтанья Махапрабху, вставать в определенное время, рано утром, до восхода солнца, но не зимнего восхода, не в 9 часов: «Ну хорошо, до восхода солнца я встану в 8.30». Вставать по нитья-солнцу, вечному солнцу, а не по русскому.
Вечное солнце – солнце в ашта-калия-лиле. Как в Индии, например, идеальный суточный круговорот солнца. Обычно там брахма-мухурта примерно с 3.30 до 5.00. В это время благоприятно вставать, повторять Хари-наму, гайатри-мантры, проводить Мангала-арати. Это для нас необходимо.
Когда мы дойдем до уровня Рупы Госвами, тогда мы можем не думать об этих вещах. Сколько кругов джапы повторял Рупа Госвами? Мы не знаем, не было фиксированного числа. Потому что он начинал повторять: «Ха», и уже не мог закончить. «Ха»… и он теряет сознание. В своей сиддха-сварупе он служит вечным лилам Радхи и Кришны.
Но Харидас Тхакур повторял три лакха Хари-намы каждый день, фиксированное количество. Харидас Тхакур никогда не пропускал свои круги. Для нас лучший пример - это Харидас Тхакур. Но чьё воспевание на более высоком уровне: Харидаса Тхакура или Рупы Госвами? Чье воспевание более могущественное? Рупы Госвами. Почему? Потому что его воспевание в самбандха-гьяне.
Он осознает, что Нама и Нами не отличны. Кришна и Его имя не отличны. А повторение Хари-намы означает служение Самому Кришне. Когда вы служите Наме, то служите Кришне, это одно и то же. Вы зовете: «Кришна!» и Кришна должен появиться перед вами. Рупа Госвами говорил: «Кришна», и Кришна появлялся перед ним, так он поклонялся и служил Ему.
Но Харидас Тхакур еще не находился на уровне сиддхи. Когда он повторял Святое Имя, он не был занят служением в своей сиддха-сварупе. Он повторял гораздо больше, чем Рупа Госвами, но его повторение не было таким же могущественным, потому что непосредственное служение Божественной чете является наивысшим.
Когда мы повторяем Хари-наму, мы взываем к Радхе и Кришне, потому что мы хотим, чтобы Они заняли нас в служении Им. «Харе Кришна! О, Радхе, о, Кришна! Пожалуйста, явитесь, даруйте мне свой даршан. Я хочу служить, дайте мне какую-то севу». В таком умонастроении мы должны повторять «Харе Кришна».
До тех пор, пока это не произойдет, мы должны взывать из самой глубины своего сердца: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Я не перестану взывать, пока Кришна не придет». Это садхана.
И какой форме Кришны я хочу служить? Это также должно быть ясно. Какому Кришне я хочу служить? В каких отношениях я хочу служить? Какие отношения у Него с Радхой, которая является моей свамини? Под чьим руководством я буду служить Радхе?
Все эти вещи должны быть ясны, тогда это называется самбандха. Когда мы говорим людям: «Повторяйте «Харе Кришна» и вы достигните совершенства», - это еще не всё, этого недостаточно. Если мы просто повторяем «Харе Кришна» без определенного направления, без ясности и понимания, то такое воспевание не могущественно. Оно не принесет плодов, только сукрити, но вы не достигните бхакти.
Бхакти означает, что я четко понимаю, чего хочу, я четко вижу цель, совершаю определенное служение – это бхакти.
Ч.-Ч., Мадхья, 8.70
Кришна-бхакти-раса-бхавита матих
Крийатам йади куто пи лабхйате
Татра лаулйам апи мулйам экалам
Джанма-коти-сукритаир на лабхйате
Шрила Рамананда Рай цитирует эту шлоку Чайтанье Махапрабху. В ней говорится, что можно повторять Харе Кришна Маха-мантру миллионы жизней. Можно выполнять все анги преданного служения, но если в сердце нет жадного стремления, то можно получить только сукрити, бхакти – нет.
Что означает это жадное стремление? Жадность означает, что я точно знаю, чего хочу: «Я хочу служить Радхе и Кришне под руководством Рупы Манджари в группе Лалиты сакхи». Вот такой должна быть наша этикетка. Это фирменная этикетка рупануг.
Те, кто следует по стопам Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Рагхунатхи Госвами, Дживы Госвами должны четко видеть эту цель в сердце. Еще раз повторим, какова наша цель: «Служить Шримати Радхике под руководством Рупы Манджари в группе Лалиты сакхи». В этом цель нашей жизни.
Гоура Премананде! Хари Хари бол!
Хотя Шри Чайтанья Махапрабху является санньяси, но у него есть три сына: Джива Госвами, Кави Карнапур и Рагхунандана Тхакур - все они считаются сыновьями Махапрабху, поскольку Он принимал их как своих сыновей (их предложили Ему, когда они были еще детьми).
Джива Госвами был еще младенцем, когда Махапрабху прибыл в Рамакели, чтобы встретиться с Шрилой Рупой и Санатаной Госвами. В то время у Анупамы, их брата, был этот малыш, Джива. Шрила Рупа и Санатана Госвами принесли его и положили к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.
Они сказали Ему: «Точно так же, как мы поклоняемся Ганге, предлагая Ей Её же воду, точно так же все дживы в этом мире и так принадлежат тебе. Но мы все же должны предложить Тебе его. Прими эту дживу, которая и так Твоя, но все равно должна быть предложена Тебе».
Когда Дживу предложили лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, он стал сосать большой палец ноги Махапрабху, потому что дети всегда всё тянут в рот. И Джива Госвами сосал палец Махапрабху на Его лотосной стопе.
Затем Махапрабху ушел, но Рупа и Санатана вновь искали встречи с Ним. Потом, как мы знаем, их посадили в тюрьму, они сбежали из нее и пришли в Пури к Махапрабху.
Кази, мусульманский правитель, пришел в негодование и хотел поймать Рупу и Санатану. Тогда он решил украсть Дживу Госвами, чтобы Рупа и Санатана вернулись. Кази послал солдат в дом Дживы, похитить его. В то время Джива жил только с матерью, поскольку Анупама уже оставил этот мир. Но, когда солдаты приблизились к дому, они внезапно потеряли сознание. Тогда правитель очень испугался, подумав, что это большое оскорбление: «Лучше я не буду беспокоить этого ребенка, наверное, он - садху».
Мы знаем, что Джива Госвами был величайшим садху. Когда он был маленьким, то сам сделал Божества Кришны и Баларамы из глины. Он поклонялся Им, предлагал бхогу, спал с Ними.
Когда Дживе Госвами было 16 лет, он захотел серьезно изучать санскрит. Он и так уже знал его, но хотел стать профессионалом. И хотя он был еще ребенком, но знал уже «Гиту», «Бхагаватам» и многие другие писания.
Поскольку у Дживы уже не было отца, а Рупа и Санатана были в Пури, он сам взял ответственность и заботился об ашраме и школе, которые существовали при отце.
Мать Дживы Госвами была очень красивой женщиной, и мусульманский правитель захотел насладиться ей. Однажды он пришел в дом Дживы Госвами. Когда Джива открыл дверь и царь увидел его юное, очень красивое, невинное лицо, он почувствовал чистоту Дживы и подумал: «Я не должен причинять беспокойство его матери», и ушел из этого дома.
Позже Джива Госвами отправился изучать санскрит под руководством Мадхусудана Вачаспати и стал очень известным ученым, хотя и был молод.
Время шло, и Шри Чайтанья Махапрабху послал Рупу и Санатану во Вриндаван, а Джива Госвами вернулся из Варанаси в Навадвипу, поскольку Махапрабху дал ему наставление отправиться в Навадвипу и встретиться с Нитьянандой.
Затем Махапрабху явился Вишнуприе во сне и сказал: «Мой сын придет к тебе, ты должна о нем позаботиться». Когда Джива пришел в дом Шачиматы, уже все знали о его прибытии. Шачимата обняла Дживу как своего собственного сына, и затем Вишнуприя так же приняла его.
Джива Госвами принял прасад, отдохнул и на следующий день он встретился с Нитьянандой Прабху. Он распростерся у лотосных стоп Нитьянанды. Нитьянанда Прабху поставил свои стопы на голову Дживе Госвами и сказал: «Пойдем на парикраму».
Нитьянанда провел Дживу Госвами по всем девяти островам Навадвипы. Джива смог увидеть все вечные лилы Махапрабху. После парикрамы Нитьянанда Прабху сказал: «Настало время отправиться во Вриндаван и встретиться там с Рупой и Санатаной. Прими руководство Рупы Госвами и будь под его покровительством».
Джива Госвами отправился во Вриндаван и стал служить Рупе Госвами. Он совершал самое скромное служение: стирал одежду Рупы Госвами, готовил для него, приносил воду с Ямуны, подготавливал свитки, чтобы Рупа Госвами мог писать. В то время, прежде, чем использовать папирусы для письма, они должны были пройти очень сложную подготовку. И Джива обрабатывал пальмовые листы и делал глиняные таблички.
Однажды великий пандит, Дигвиджай Валлабхачарья пришел к Рупе Госвами чтобы пообщаться. Он сказал Рупе: «Твоя книга «Бхакти-расамрита-синдху» очень хороша, но в ней есть некоторые странные вещи. Ты написал, что бхукти и мукти подобны двум ведьмам. Бхукти – материальные наслаждения, а мукти – освобождение. Освобождения желают все великие личности, так как же мукти может быть ведьмой? Ну хорошо, бхукти, но мукти? Я думаю, может быть, стоит это исправить?»
Рупа Госвами сказал: «Хорошо, я согласен, исправим». Валлабхачарья хотел подискутировать с Рупой Госвами, но Рупа сказал: «Я ни о чем не хочу спорить». На что этот пандит ответил: «Ты должен подписать бумагу, о том, что я тебя победил». Рупа Госвами сказал: «Да, хорошо, я подпишу».
Джива Госвами, наблюдая за всем этим, очень разгневался: «О, этот пандит не знает, как оказывать почтение моему Гурудеву. Он не знает, насколько велик Рупа Госвами».
Валлабхачарья отправился к Ямуне, чтобы принять омовение. И Джива сказал Рупе Госвами: «Я пойду за водой». Он побежал за Валлабхачарьей и сказал ему: «Уважаемый, вы совершили большую ошибку. Рупа Госвами на самом деле написал, что желание обрести мукти подобно ведьме. Но это не так, что мукти и бхукти сами по себе ведьмы, само желание получить их плоды подобно ведьме. Поскольку для преданного желание достичь освобождения является препятствием на пути, мы не желаем освобождения. Мы не хотим отправиться в Брахмаджьоти или на Вайкунтху. Даже, если сам Кришна придет и предложит нам освобождение, мы скажем: «Нет». Мы хотим только служения. Поэтому, если вы желаете освобождения или материальных наслаждений – это подобно ведьме. Это даже не ведьма, это как Дракула – вампир. Что делает вампир? Высасывает кровь. Бхукти и мукти высосут всю кровь из вашего бхакти. Вы не сможете практиковать».
Валлабхачарья подумал: «О, этот мальчик очень разумен. Я должен вернуться и попросить прощения у Рупы Госвами». Он вернулся и поговорил с Рупой Госвами.
Когда он ушел, Рупа Госвами подозвал к себе Дживу: «Джива, иди сюда. Я тебя просил дискутировать с этим человеком? Разве я просил что-то говорить в мою пользу? У тебя нет смирения. Если кто-то приходит и бросает вызов, ты сразу вспыхиваешь внутри, ты не можешь терпеть, не можешь быть смиренным, ты хочешь бросить вызов всему миру. Это не вайшнавский этикет. Поэтому ты не можешь оставаться со мной, уходи и не возвращайся».
Джива Госвами подумал: «Всё, жизнь бесполезна. Как я смогу жить без Рупы Госвами?» Но у него не было выбора, нужно было идти. Это была самая болезненная ситуация в его жизни. Это нельзя даже было сравнить с уходом его отца. И это было несравнимо даже с уходом Шри Чайтаньи Махапрабху. В линии рупануг, Рупа Госвами – жизнь и душа преданных.
Джива Госвами бродил туда-сюда по Вриндавану и не мог найти прибежище. Однажды он увидел крокодилью нору и спрятался там. Он ничего не ел и не пил, стал очень худой, практически он умирал. Иногда местные враджаваси проходили неподалеку и слышали, как он кричал: «Ха, Рупа, ха, Рупа!»
Санатана Госвами как-то проходил рядом с этим местом, посещая местных жителей. Он был очень общительным, ходил по Вриндавану, Матхуре, на Говардхан и общался с враджаваси. Он спрашивал об их благополучии: «Как у вас урожай в этом году, какие новости, как ваша корова поживает, как дети?»
Все очень любили Санатану Госвами. Конечно, он был отреченной личностью. Все враджаваси видели его, как высочайшего садху. Один враджаваси сказал Санатане Госвами: «Знаешь, Баба, здесь есть один садху, который еще более аскетичный, чем ты. Он более худой, чем ты, он вообще не ест ничего. Он даже не повторяет Маха-мантру, он только выкрикивает: «Ха, Рупа, ха, Рупа!» Он живет в крокодильей норе, но крокодилы на него не нападают, потому что он великий садху».
Санатана Госвами тогда сказал: «О, должно быть, это Джива Госвами. Пожалуйста, отведите меня туда, я хочу посмотреть». И враджаваси отвел Санатану Госвами в то место, где Санатана увидел Дживу Госвами, который был в очень плачевном состоянии.
Санатана Госвами крепко обнял его и сказал: «Мы искали тебя всё это время и не могли найти». Джива Госвами был так немощен, что не мог идти. Санатана Госвами попросил, чтобы нашли аюрведического врача. Он стал давать ему специальные препараты, и постепенно Джива обрел силы.
И тогда Санатана Госвами устроил встречу Дживы и Рупы Госвами. Прежде Санатана Госвами спросил Рупу Госвами: «Рупа, скажи, какое самое главное качество вайшнава?» Рупа Госвами ответил: «Джива-дойа” (сострадание ко всем живым существам). Санатана Госвами сказал: «Но ты не можешь проявить сострадание к этой дживе?» Когда Рупа Госвами снова увидел Дживу, то принял его обратно.
Благодаря этой разлуке, Джива Госвами смог написать замечательные произведения. Его бхаджан был очень глубоким. И, на самом деле, он получил милость Рупы Госвами, потому что Рупа Госвами внутренне был доволен Дживой. Джива Госвами не совершал никакой ошибки. Но внешне, Рупа Госвами не хотел, чтобы Валлабхачарья подумал, что Дживу послали бросить вызов.
Рупа Госвами просто, как акт смирения, взял эту бумагу и подписал. И Джива Госвами не сделал ничего плохого, он поступил правильно. Мы должны защищать своего Гурудева любой ценой. Если кто-то бросает вызов вашему Гурудеву, вы должны броситься на него, как лев, и отрезать ему язык острыми аргументами.
Однажды один из учеников спросил Шрилу Гурудева: «Гурудев, что мы должны делать, если кто-то критикует нашего Гурудева?» Гурудев сказал: «Если у вас есть знания, вы можете победить его аргументами. Если нет, то вы должны закрыть уши и принять омовение в Ганге, прямо в одежде». Этот преданный переспросил: «Нет, если кто-то будет критиковать вашего Гурудева, Шрилу Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа?» Гурудев ответил: «Я прыгну и ударю его. Я его полностью разрушу». Мы никогда не должны позволять критиковать своего Гурудева. И мы должны выдвинуть мощные аргументы против этого человека. Долгом ученика является защищать своего Духовного Учителя.
Некоторые люди говорят, что Джива Госвами проповедовал что-то отличное от того, что говорил Рупа Госвами, но это не соответствует действительности. Шрила Джива Госвами писал о свакия-бхаве, что она занимает наивысшее положение. Свакия-бхава означает отношения, когда Радха и Кришна находятся в браке. И что нужно поклоняться Радхе и Кришне, состоящим в браке.
Но Джива Госвами писал об этом для того, чтобы не беспокоить обычных людей, потому что обычные люди не способны понять, что такое паракия-бхава. Паракия означает, что у Радхи и Кришны любовные отношения вне брака, как у не связанных узами брака людей. И в глазах общества это выглядит неприлично.
Но Кришна – не обычный человек, Он – Бог. Поэтому все, что бы ни делал Кришна, совершенно. Джива Госвами делал эти утверждения в своих книгах. Он говорил: «Я написал это для обычных людей. Но мое мнение не отлично от Рупы Госвами».
Джива Госвами, на самом деле, пытался защитить учение Рупы Госвами. Так, например, Кришна послал Шанкарачарью для того, чтобы проповедовать философию майавады. Он хотел защитить чистое бхакти. Точно так же Джива Госвами защищал учение бхакти. Он не говорил ничего отличного от того, что говорил Рупа Госвами.
Однажды преданные пришли к Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджу. Они спросили: «Почему Шрила Нараяна Госвами Махарадж обрел такую известность? Как он стал таким известным пандитом?» Пури Махарадж ответил: «Потому что он научился всему у Дживы Госвами».
В нашей линии Джива Госвами очень важен, потому что он создал фундамент для бхакти-таттвы. Он написал «Шад Сандарбхи». Он также дал комментарии к «Удджвала Ниламани» Рупы Госвами и в этом комментарии он объясняет свакию и паракию.
Без комментариев Шрилы Дживы Госвами учение Шрилы Рупы Госвами было бы не защищено. Так же Джива Госвами является шикша-гуру для трех выдающихся ачарий: Шриниваса, Нароттамы и Шьямананды.
Шьямананда Прабху был учеником Хридой Чайтаньи, который находился в сакхья-расе. Это означает, что Хридой Чайтанья поклонялся Кришне в умонастроении дружбы. Но Шьямананда находился в мадхурья-расе. Если гуру находится в более низкой расе, он не может научить более глубокому бхаджану своего ученика.
Поэтому Хридой Чайтанья послал Шьямананду принимать наставления у Дживы Госвами. Так же Локанатха Госвами послал Нароттама к Дживе Госвами. И Шринивас Ачарья так же пришел к Дживе Госвами. Под руководством Дживы Госвами они изучили все таттвы.
Джива Госвами поручил им одно очень важное служение - сделать копии всех книг Госвами и распространить их в Западной Бенгалии, Ориссе.
Джива Госвами написал грамматику санскрита «Харинамрита Вьяхару», Харинамрита означает – нектар имен Кришны. Он объясняет всю грамматику санскрита на именах Кришны. Точно так же, как Махапрабху объяснял алфавит своим студентам, которые изучали санскрит. Он говорил, что все буквы и звуки происходят от Кришны. Грамматика Дживы Госвами «Харинамрита Вьяхара» очень известна. Все вайшнавы изучают ее.
Джива Госвами так же поклонялся Божествам Радха-Дамодара. Рупа Госвами проявил эти Божества и дал Их Дживе Госвами. В Сева-кундже у них были встречи. Сейчас там находится Храм Радхи-Дамодара. Также во Вриндаване сохранились изначальные рукописи книг Дживы Госвами.
Однажды правитель Агры бросил вызов: «Кто более велик, Ганга или Ямуна?» Многие пандиты обсуждали эту тему и не могли прийти к выводу. Тогда царь послал за Дживой Госвами, чтобы он помог сделать окончательный вывод.
Джива Госвами пришёл и прославил Гангу и Ямуну. Он сказал, что обе личности велики. Но Ямуна – это Кришна-према в жидкой форме, а Ганга - чаранамрита Кришны.
Царь был удовлетворен, получив окончательный ответ. Он сказал Дживе Госвами: «Что ты хочешь, я дам тебе все!» Джива сказал: «Я не попрошайка, я завишу от Кришны, поэтому я доволен тем, что Кришна посылает мне. Я просто хожу от дома к дому, что Кришна даст, тем я и удовлетворён».
Но царь настаивал: «Нет. Я хочу тебе дать что-то, пожалуйста, проси». Пример, который нам показывают многие Госвами, что они никогда не ставили себя в зависимость от богатства. Если вы совершаете бхаджан, то никакие богатства в этом мире, никакие деньги не могут удовлетворить вас. И Джива Госвами отказался принимать что-либо от царя.
Тогда царь сказал: «Хорошо, тогда я дам достаточное количество бумаги» (бумага была в то время большой ценностью). Джива Госвами жил в лесу Вриндавана, у него не было никаких условий. Джива ответил: «Бумагу я приму, поскольку это не для меня, это для служения всему миру».
санкхйа-пурвака-нама-гана-натибхих
калавасана-критау
нидрахара-вихаракади-виджитау
чатйанта-динау чай ау
радха-кришна-гуна-смритер мадхурима-
нандена саммохитау
вандерупа-санатанау рагху-йугау
шри-джива-гопалакау
Что делал Джива Госвами? Он совершал садхану очень строго. Он повторял определенное количество кругов каждый день, очень мало спал, мало ел и все время был занят севой. (Б.-р.-с., 1.2.295)
сева садхака-рупена
сиддха-рупеначатра хи
тад-бхава-липсунакарйа
враджа-локанусаратах
В своей нитья-сварупе он служил вечным лилам Шри Шри Радхи Кришны. Но внешне, своим телом, он совершал садхану, различные виды служения. Это пример для нас, как нужно следовать садхане. Садхана должна совершаться урегулированно. Должна быть определенная дисциплина и регулярность, это очень важно.
Пытайтесь каждый день делать что-то одинаково, это будет очень благоприятно для вашего бхакти. На стадии рагануги - каждый день отличается. Но на уровне вайдхи-бхакти у нас должна быть дисциплина.
Каждый день мы должны совершать определенные действия: повторять установленное количество кругов, как учил Шри Чайтанья Махапрабху, вставать в определенное время, рано утром, до восхода солнца, но не зимнего восхода, не в 9 часов: «Ну хорошо, до восхода солнца я встану в 8.30». Вставать по нитья-солнцу, вечному солнцу, а не по русскому.
Вечное солнце – солнце в ашта-калия-лиле. Как в Индии, например, идеальный суточный круговорот солнца. Обычно там брахма-мухурта примерно с 3.30 до 5.00. В это время благоприятно вставать, повторять Хари-наму, гайатри-мантры, проводить Мангала-арати. Это для нас необходимо.
Когда мы дойдем до уровня Рупы Госвами, тогда мы можем не думать об этих вещах. Сколько кругов джапы повторял Рупа Госвами? Мы не знаем, не было фиксированного числа. Потому что он начинал повторять: «Ха», и уже не мог закончить. «Ха»… и он теряет сознание. В своей сиддха-сварупе он служит вечным лилам Радхи и Кришны.
Но Харидас Тхакур повторял три лакха Хари-намы каждый день, фиксированное количество. Харидас Тхакур никогда не пропускал свои круги. Для нас лучший пример - это Харидас Тхакур. Но чьё воспевание на более высоком уровне: Харидаса Тхакура или Рупы Госвами? Чье воспевание более могущественное? Рупы Госвами. Почему? Потому что его воспевание в самбандха-гьяне.
Он осознает, что Нама и Нами не отличны. Кришна и Его имя не отличны. А повторение Хари-намы означает служение Самому Кришне. Когда вы служите Наме, то служите Кришне, это одно и то же. Вы зовете: «Кришна!» и Кришна должен появиться перед вами. Рупа Госвами говорил: «Кришна», и Кришна появлялся перед ним, так он поклонялся и служил Ему.
Но Харидас Тхакур еще не находился на уровне сиддхи. Когда он повторял Святое Имя, он не был занят служением в своей сиддха-сварупе. Он повторял гораздо больше, чем Рупа Госвами, но его повторение не было таким же могущественным, потому что непосредственное служение Божественной чете является наивысшим.
Когда мы повторяем Хари-наму, мы взываем к Радхе и Кришне, потому что мы хотим, чтобы Они заняли нас в служении Им. «Харе Кришна! О, Радхе, о, Кришна! Пожалуйста, явитесь, даруйте мне свой даршан. Я хочу служить, дайте мне какую-то севу». В таком умонастроении мы должны повторять «Харе Кришна».
До тех пор, пока это не произойдет, мы должны взывать из самой глубины своего сердца: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Я не перестану взывать, пока Кришна не придет». Это садхана.
И какой форме Кришны я хочу служить? Это также должно быть ясно. Какому Кришне я хочу служить? В каких отношениях я хочу служить? Какие отношения у Него с Радхой, которая является моей свамини? Под чьим руководством я буду служить Радхе?
Все эти вещи должны быть ясны, тогда это называется самбандха. Когда мы говорим людям: «Повторяйте «Харе Кришна» и вы достигните совершенства», - это еще не всё, этого недостаточно. Если мы просто повторяем «Харе Кришна» без определенного направления, без ясности и понимания, то такое воспевание не могущественно. Оно не принесет плодов, только сукрити, но вы не достигните бхакти.
Бхакти означает, что я четко понимаю, чего хочу, я четко вижу цель, совершаю определенное служение – это бхакти.
Ч.-Ч., Мадхья, 8.70
Кришна-бхакти-раса-бхавита матих
Крийатам йади куто пи лабхйате
Татра лаулйам апи мулйам экалам
Джанма-коти-сукритаир на лабхйате
Шрила Рамананда Рай цитирует эту шлоку Чайтанье Махапрабху. В ней говорится, что можно повторять Харе Кришна Маха-мантру миллионы жизней. Можно выполнять все анги преданного служения, но если в сердце нет жадного стремления, то можно получить только сукрити, бхакти – нет.
Что означает это жадное стремление? Жадность означает, что я точно знаю, чего хочу: «Я хочу служить Радхе и Кришне под руководством Рупы Манджари в группе Лалиты сакхи». Вот такой должна быть наша этикетка. Это фирменная этикетка рупануг.
Те, кто следует по стопам Рупы Госвами, Санатаны Госвами, Рагхунатхи Госвами, Дживы Госвами должны четко видеть эту цель в сердце. Еще раз повторим, какова наша цель: «Служить Шримати Радхике под руководством Рупы Манджари в группе Лалиты сакхи». В этом цель нашей жизни.
Гоура Премананде! Хари Хари бол!