Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж
Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж
17.11.2021 г.
Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж
По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
Сегодня мы празднуем наиболее благоприятный день – день ухода Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Шрила Пури Махарадж встретился с Шрилой Прабхупадой, своим Гурудевом, когда ему было 17 лет. Это подтверждается Бхакти Бибудхой Бодхайаном Махараджем. А инициацию он получил в 24 года.
Шрила Прабхупада дал ему имя Пранавананда Брахмачари. Он получил инициацию, одновременно, Харинам и Дикшу, в день Шри Кришна Джанмаштами. И с этого момента он полностью посвятил себя служению Гаудия Матху.
В колледже он изучал естественные науки, а затем начал изучать искусство. Шрила Прабхупада заметил, что это очень образованный молодой человек, и решил поручить ему ответственность за издание книг.
Шрила Прабхупада сказал ему: «У меня есть желание издавать ежедневную газету «Дайинья Надия Пракаш». Я хочу, чтобы ты стал главным редактором».
Шрила Пури Махарадж спросил: «Каковы обязанности главного редактора?»
Шрила Прабхупада ответил: «Когда ты начнешь издавать эту газету, ты автоматически поймешь, что нужно делать».
Когда преданный берет на себя какое-то служение для удовлетворения Шри Хари, Гуру и Вайшнавов, то знание о том, как выполнять это служение, автоматически проявляется в его сердце. Поэтому нет необходимости давать какие-то внешние наставления.
Так, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж начал издавать эту газету. В ней публиковалось множество статей Шрилы Прабхупады. Газета распространялась по всей Индии, и имела очень большой успех.
И у одного издателя, другой индийской газеты, по этому поводу возникли вопросы: «Сколько еще времени, Шрила Прабхупада сможет ежедневно издавать эту газету? Где взять столько статей и материалов для ежедневной газеты?»
Шрила Прабхупада ответил: «По всему миру публикуют множество газет каждый день. Но Земля находится всего лишь в одной из 14 планетных систем, а наша Вселенная – одна из тысяч Вселенных. Все новости, которые публикуются в обычных газетах – это мирские новости. Но в моей газете публикуются новости Духовного мира. Материальный мир ограничен, но тем не менее существует столько новостей. А Духовный мир – безграничен, и там безграничное количество новостей».
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, в течение 75 лет занимался публикацией изданий Шрилы Прабхупады. Каждый день он писал и редактировал различные статьи и книги Шрилы Прабхупады. У него был очень красивый почерк. Он до последних дней старался писать, несмотря на то что в преклонном возрасте, ему было сложно этим заниматься.
Он также написал обзоры к каждой Песне Шримад Бхагаватам, и к каждой главе Чайтанья Чаритамриты. До ухода Шрилы Прабхупады, он редактировал то, что писал Шрила Прабхупада. А после, он стал писать сам.
В присутствии Шрилы Прабхупады, когда Пури Махарадж писал обзоры к Бхагаватам и Чайтанье Чаритамрите, то он никогда не подписывался своим именем, они были анонимные.
А после ухода Шрилы Прабхупады, Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж начал издавать журнал Шри Чайтанья Вани, и он попросил Шрилу Пури Махараджа стать редактором журнала.
Таким образом, вклад Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа в миссию Сарасвата Гаудиев был не имеющим себе равных.
До того, как присоединиться к Матху, он жил в Калькутте со своей матерью. Каждый день он ходил слушать Харикатху, не пропуская ни одного дня. Пури Махарадж приходил домой с работы, быстро переодевался, что-то перекусывал и, тут же отправлялся в Багбазар Гаудия Матх слушать Харикатху.
Однажды, собираясь на Харикатху, он надел обувь и пошел, не заметив, что там скорпион. По пути в Багбазар Гаудия Матх, этот скорпион укусил его, но Пури Махарадж не почувствовал укуса, потому что очень спешил встретиться с Шрилой Прабхупадой и услышать его Харикатху.
Когда он пришел в Гаудия Матх, Шрила Прабхупада заметил, что его лицо покраснело и он весь покрыт испариной.
Шрила Прабхупада спросил: «Что случилось? Ты испытываешь страдание?»
Шрила Пури Махарадж ответил: «Нет, ничего не произошло, я спешил слушать Харикатху».
Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Я вижу, что тебе сложно сначала ходить на работу, потом сюда, затем возвращаться домой. Может тебе лучше поселиться здесь. Будешь ходить на работу и возвращаться сразу сюда».
Шрила Пури Махарадж, конечно, согласился на это. И как он поступил? Он жил с матерью, отец уже ушел из этого мира. Пури Махарадж отправил мать к родственникам в деревню, и перестал платить за квартиру, в которой жил.
Таким образом, он стал жить в Храме. Шрила Прабхупада попросил его полностью посвятить себя служению. Так он оставил работу и стал брахмачари. У него было столько служения, что он не успевал вычитывать свои круги. Он спросил Шрилу Прабхупаду: «Как мне поступить? Может меньше повторять, или уменьшить служение?»
Шрила Прабхупада спросил: «Сколько часов ты спишь?»
Пури Махарадж ответил: «Четыре часа».
И Шрила Прабхупада сказал: «Спи на два часа меньше, и дочитывай круги».
Шрила Пури Махарадж не расстроился, а наоборот вдохновился, поскольку у Шрилы Прабхупады была такая сильная вера в Харинам, и благодаря повторению он сможет преодолеть все трудности.
Так Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж посвятил всю свою энергию служению Шриле Прабхупаде.
После ухода Шрилы Прабхупады, в Гаудия Матхе начались беспокойства, и Шрила Пури Махарадж решил покинуть Багбазар Гаудия Матх. Он уехал в Калну, недалеко от Навадвипы. Там есть много мест, связанных с играми Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и их спутников, а также Храм Ананты Васудевы.
Бхакти Хридой Бон Махарадж, который находился в это время в Англии, встретился там с царем Бардхамана, столицы региона, куда уехал жить Пури Махарадж. Он попросил этого царя отдать Храм Ананты Васудевы Шриле Пури Махараджу, чтобы тот мог поклоняться Божествам и жить в этом Храме.
Шрила Пури Махарадж тогда уже поклонялся своим Божествам Радхе Гопинатху. И в этом Храме он поклонялся обоим Божествам, Ананта Васудеве и своим Божествам.
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж очень любил поклонение Божествам. Каждый день он с большой любовью проводил Арчану. Поклонение освобожденных душ совершенно отличается от поклонения, которое совершают обусловленные души. Поскольку освобожденная душа знает, что Кришна не отличен от своего Божества, поэтому служит Божеству надлежащим образом.
Обусловленная душа, на самом деле, не понимает, что Мурти – это Сам Кришна, поэтому служение такого человека очень сильно ограничено правилами и предписаниями.
Однажды, в Храме Ананты Васудевы был большой праздник. И Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа отправили помочь Шриле Пури Махараджу в организации праздника.
Это был день явления Нароттама Даса Тхакура, и там собрались тысячи людей. Шрила Бхарати Махарадж приехал за день до начала фестиваля, и обнаружил, что происходит что-то странное: к фестивалю ничего не готово, нет бхоги, нет цветов, нет украшений.
Он спросил: «Махарадж, что случилось? Я вижу, что ничего не готово к завтрашнему фестивалю».
Шрила Пури Махарадж ответил: «Здесь со мной брахмачари Ананда Лиламайи Прабху, он ответственный за это все, но он мне не говорил, что есть какие-то проблемы». При этом Шрила Пури Махарадж был совершенно спокоен, хотя пригласил тысячи людей на этот фестиваль. И также он упомянул имя брахмачари, который как-бы был ответственным, но на самом деле, он ни за что не отвечал.
Шрила Бхарати Махарадж подумал: «Я не знаю какую бхаву испытывает Шрила Пури Махарадж, но похоже этот фестиваль может не состояться».
Он пошел к Ананда Лиламайи Прабху и спросил у него, как обстоят дела. Но тот ответил: «Я ничего не знаю, я думал, что Бхакти Прамод Пури Махарадж все организовал». Тогда Шрила Бхарати Махарадж снова вернулся к Шриле Пури Махараджу, и сказал, что ничего не готово, и не понимает откуда все появится.
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж ответил: «Я не знаю, но я твердо верю, что по воле Кришны все будет замечательно». Шрила Бхарати Махарадж сказал: «Да, несомненно, так и будет, но скажите мне, где можно взять посуду, необходимую для приготовления?»
Шрила Пури Махарадж ответил: «О, тут рядом живет глава муниципалитета, можно обратиться к нему. Возможно, он даст посуду на прокат».
На следующее утро, Шрила Бхарати Махарадж отправился к этому человеку, постучал в дверь и, когда он открыл, было понятно, что он только что проснулся.
Шрила Бхарати Махарадж извинился, что так рано пришел, и попросил посуду. Глава муниципалитета сказал: «Хорошо, я дам вам своего человека, и вы можете пойти на склад, он даст вам все, что нужно».
Когда принесли посуду в Храм, то начали ее отмывать коровьим навозом, очищать ее от осквернения. И в это время несколько человек принесли пожертвования.
Шрила Бхарати Махарадж решил, что поставит воду кипятиться, и будет ждать, когда кто-нибудь принесет продукты. Вскоре начали приходить люди, и они, как муравьи, все несли и несли продукты. И уже было столько бхоги, что можно было неделю проводить фестиваль.
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж подумал, что очень удачлив, став свидетелем таких чудес. Он начал готовить, и бхоги хватило бы на несколько дней вперед. Шрила Пури Махарадж сказал, что нужно приготовить, какое меню, и Шрила Бхарати Махарадж все это приготовил.
Преданные приходили весь день, принимали прасад и, даже, брали с собой домой, поскольку прасада было много.
И Шрила Бхарати Махарадж увидел, как Шрила Пури Госвами Махарадж организовал все, но таким незаметным образом. Он был поражен тем, какая вера была у Шрилы Пури Махараджа, что Кришна, так или иначе, все устроит.
В Бхагавад Гите Кришна говорит (Б.Г. 9.22):
ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахами ахам
«Тем, кто поклоняется с безраздельной преданностью только Мне одному, Я даю то, что им необходимо и сохраняю то, что у них есть».
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж был очень счастлив, посетив этот фестиваль, организованный таким мистическим образом Шрилой Бхакти Прамод Пури Махараджем. И он говорил, что это был самый лучший фестиваль за всю его жизнь.
Однажды Шрила Пури Махарадж попросил Шрилу Бхарати Махараджа написать о проповеди Гаудия Матха в Гокул Махаване. Шрила Бхарати Махарадж тогда еще не имел опыта в написании статей, но стал выполнять указание Шрилы Махараджа, хотя не знал, как писать. Несмотря на это, Пури Махарадж остался доволен статьей. Он сказал: «Здесь даже нечего редактировать, я оставлю все как есть».
И впоследствии Шрила Бхарати Махарадж начал совершать много севы под руководством Шрилы Пури Махараджа.
Шрила Бхарати Махарадж также рассказывал историю, которая произошла во время Ратха Ятры. Когда колесницы стояли, в течение ночи, перед Храмом Гундичи, преданные собрались там и стали петь киртаны. Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж и Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, и многие другие преданные, пели возле колесницы.
Когда Панды Джаганнатхи увидели Шрилу Бхакти Дайиту Мадхаву Махараджа, они пригласили его на колесницу, получить даршан Господа. А преданные остались внизу с Шрилой Пури Махараджем, и продолжали петь киртан. И Шрила Пури Махарадж так был погружен в киртан, что начал проявлять экстатические признаки. Он стал петь стих из Шри Чайтаньи Чаритамриты (Ч.Ч. Мадхья 13.113):
сеи та пара̄н̣а-на̄тха па̄ину
йа̄ха̄ ла̄ги’ мадана-дахане джхури’ гену
«Наконец я встретила Господина моей жизни, до встречи с которым меня терзал бог любви».
Этот стих описывает встречу Радхи и Кришны на Курукшетре, который олицетворяет фестиваль Ратха Ятры.
Шрила Пури Махарадж был полностью поглощен этим экстатическим умонастроением, и не обращал ни на что внимания. Воспользовавшись этим, вор-карманник вытащил деньги из сумки Шрилы Пури Махараджа. И один из брахмачари схватил этого карманника, и пытался обратить внимание Шрилы Пури Махараджа. Но Махарадж был поглощен киртаном, и не слышал, что говорит брахмачари.
Тогда этот брахмачари стал кричать и звать по имени Шрилу Пури Махараджа. Когда Пури Махарадж услышал его, то очень разгневался, и стал ругать брахмачари.
Он сказал: «Зачем ты беспокоишь меня? Пусть он забирает деньги и уходит. Деньги прийдут и уйдут, но настроение, которое я сейчас испытываю, может больше не прийти».
Но, кто может понять это настроение Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа? В другой ситуации, Шрила Пури Махарадж говорил, что мы не должны, даже, копейку тратить впустую из того, что предназначено для служения Кришне. Но, иногда, поведение Махабхагавата Вайшнава сложно понять.
Только получив милость Махабхагаваты, можно понять его сердце. Когда Шриле Пури Махараджу давали хоть одну рупию, он брал ее и прикладывал к голове. При этом он говорил, что эта рупия прислана Шрилой Прабхупадой на служение Кришне.
Но в этот раз, он сказал брахмачари: «Пусть вор заберет эти деньги. В чем проблема?» Как же примирить эти два наставления?
Суть в том, что все зависит от того, какой уровень севы (служения) вы выполняете в данный момент. И каждый понимает в соответствии со своим уровнем.
И в момент, когда вор вытащил деньги, Шрила Пури Махарадж выполнял севу такого уровня, которую нельзя купить ни за какие деньги. В этот момент деньги были не важны, было важно настроение, с которым выполнялось этот служение.
Шрила Бхарати Махарадж по этому поводу цитирует стих их Бхагавад Гиты 2.69 :
йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м̇
тасйа̄м̇ джа̄гарти сам̇йамӣ
йасйа̄м̇ джа̄грати бхӯта̄ни
са̄ ниш́а̄ паш́йато мунех̣Д
«Деятельность разума освобожденных душ подобна ночи для материалистичных людей. Однако для освобожденных душ, чей взор обращен внутрь, их ночь — время бодрствования».
Другими словами, материалистичные люди бодрствуют, когда их разум взаимодействует с материальными объектами. Но для тех, кто соприкоснулся с Абсолютной Истиной, такая деятельность подобна ночи.
Это означает, что материалисты осознают только то, что связано с материальным миром. И они так озабочены зарабатыванием денег, что будут бороться даже за одну пайсу. У них нет времени заботиться о своем духовном благополучии.
Но те, кто осознает атма-таттву (истину о душе), прилагают усилия к своему вечному счастью. Поэтому они всегда размышляют над тем, как посвятить себя высшему служению, и не обеспокоены различными материальными правилами. Если такой человек теряет что-то материальное, для него это не является настоящей потерей.
Если вернуться к истории Шрилы Пури Махараджа, то мы видим, что он выполнял высочайшее служение Кришне, которое не купить ни за какие деньги. Такой урок преподнес нам Шрила Пури Махарадж.
Я также слышал от Вайшнавов, что во время Ратха Ятры, Шрила Пури Махарадж всегда старался получить даршан Джаганнатхи в Гундича Мандире. Но, когда он был уже в преклонном возрасте, ему было сложно это делать, поскольку там обычно собирается огромная толпа и люди начинают толкаться.
И преданные говорили ему: «Махарадж, вы сейчас уже в таком возрасте, вам лучше не ходить туда». Но Шрила Пури Махарадж настаивал: «Нет, я хочу получить даршан».
Когда он подходил к Гундича Мандиру, так или иначе, толпа начинала расходиться, и он мог легко войти в Храм. Иногда, вдруг появлялся полицейский, который провожал его туда, а иногда, какой-нибудь Панда. Так происходили какие-то чудеса, и он мог легко пройти в Храм.
Сегодня мы прославляем Шрилу Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа, и молимся о его милости.
Харе Кришна!
17.11.2021 г.
Свами Бхакти Веданта Махавир Махарадж
По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата Ачарьев мы можем собраться еще раз.
Сегодня мы празднуем наиболее благоприятный день – день ухода Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Шрила Пури Махарадж встретился с Шрилой Прабхупадой, своим Гурудевом, когда ему было 17 лет. Это подтверждается Бхакти Бибудхой Бодхайаном Махараджем. А инициацию он получил в 24 года.
Шрила Прабхупада дал ему имя Пранавананда Брахмачари. Он получил инициацию, одновременно, Харинам и Дикшу, в день Шри Кришна Джанмаштами. И с этого момента он полностью посвятил себя служению Гаудия Матху.
В колледже он изучал естественные науки, а затем начал изучать искусство. Шрила Прабхупада заметил, что это очень образованный молодой человек, и решил поручить ему ответственность за издание книг.
Шрила Прабхупада сказал ему: «У меня есть желание издавать ежедневную газету «Дайинья Надия Пракаш». Я хочу, чтобы ты стал главным редактором».
Шрила Пури Махарадж спросил: «Каковы обязанности главного редактора?»
Шрила Прабхупада ответил: «Когда ты начнешь издавать эту газету, ты автоматически поймешь, что нужно делать».
Когда преданный берет на себя какое-то служение для удовлетворения Шри Хари, Гуру и Вайшнавов, то знание о том, как выполнять это служение, автоматически проявляется в его сердце. Поэтому нет необходимости давать какие-то внешние наставления.
Так, Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж начал издавать эту газету. В ней публиковалось множество статей Шрилы Прабхупады. Газета распространялась по всей Индии, и имела очень большой успех.
И у одного издателя, другой индийской газеты, по этому поводу возникли вопросы: «Сколько еще времени, Шрила Прабхупада сможет ежедневно издавать эту газету? Где взять столько статей и материалов для ежедневной газеты?»
Шрила Прабхупада ответил: «По всему миру публикуют множество газет каждый день. Но Земля находится всего лишь в одной из 14 планетных систем, а наша Вселенная – одна из тысяч Вселенных. Все новости, которые публикуются в обычных газетах – это мирские новости. Но в моей газете публикуются новости Духовного мира. Материальный мир ограничен, но тем не менее существует столько новостей. А Духовный мир – безграничен, и там безграничное количество новостей».
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, в течение 75 лет занимался публикацией изданий Шрилы Прабхупады. Каждый день он писал и редактировал различные статьи и книги Шрилы Прабхупады. У него был очень красивый почерк. Он до последних дней старался писать, несмотря на то что в преклонном возрасте, ему было сложно этим заниматься.
Он также написал обзоры к каждой Песне Шримад Бхагаватам, и к каждой главе Чайтанья Чаритамриты. До ухода Шрилы Прабхупады, он редактировал то, что писал Шрила Прабхупада. А после, он стал писать сам.
В присутствии Шрилы Прабхупады, когда Пури Махарадж писал обзоры к Бхагаватам и Чайтанье Чаритамрите, то он никогда не подписывался своим именем, они были анонимные.
А после ухода Шрилы Прабхупады, Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж начал издавать журнал Шри Чайтанья Вани, и он попросил Шрилу Пури Махараджа стать редактором журнала.
Таким образом, вклад Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа в миссию Сарасвата Гаудиев был не имеющим себе равных.
До того, как присоединиться к Матху, он жил в Калькутте со своей матерью. Каждый день он ходил слушать Харикатху, не пропуская ни одного дня. Пури Махарадж приходил домой с работы, быстро переодевался, что-то перекусывал и, тут же отправлялся в Багбазар Гаудия Матх слушать Харикатху.
Однажды, собираясь на Харикатху, он надел обувь и пошел, не заметив, что там скорпион. По пути в Багбазар Гаудия Матх, этот скорпион укусил его, но Пури Махарадж не почувствовал укуса, потому что очень спешил встретиться с Шрилой Прабхупадой и услышать его Харикатху.
Когда он пришел в Гаудия Матх, Шрила Прабхупада заметил, что его лицо покраснело и он весь покрыт испариной.
Шрила Прабхупада спросил: «Что случилось? Ты испытываешь страдание?»
Шрила Пури Махарадж ответил: «Нет, ничего не произошло, я спешил слушать Харикатху».
Тогда Шрила Прабхупада сказал: «Я вижу, что тебе сложно сначала ходить на работу, потом сюда, затем возвращаться домой. Может тебе лучше поселиться здесь. Будешь ходить на работу и возвращаться сразу сюда».
Шрила Пури Махарадж, конечно, согласился на это. И как он поступил? Он жил с матерью, отец уже ушел из этого мира. Пури Махарадж отправил мать к родственникам в деревню, и перестал платить за квартиру, в которой жил.
Таким образом, он стал жить в Храме. Шрила Прабхупада попросил его полностью посвятить себя служению. Так он оставил работу и стал брахмачари. У него было столько служения, что он не успевал вычитывать свои круги. Он спросил Шрилу Прабхупаду: «Как мне поступить? Может меньше повторять, или уменьшить служение?»
Шрила Прабхупада спросил: «Сколько часов ты спишь?»
Пури Махарадж ответил: «Четыре часа».
И Шрила Прабхупада сказал: «Спи на два часа меньше, и дочитывай круги».
Шрила Пури Махарадж не расстроился, а наоборот вдохновился, поскольку у Шрилы Прабхупады была такая сильная вера в Харинам, и благодаря повторению он сможет преодолеть все трудности.
Так Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж посвятил всю свою энергию служению Шриле Прабхупаде.
После ухода Шрилы Прабхупады, в Гаудия Матхе начались беспокойства, и Шрила Пури Махарадж решил покинуть Багбазар Гаудия Матх. Он уехал в Калну, недалеко от Навадвипы. Там есть много мест, связанных с играми Шри Чайтаньи Махапрабху, Нитьянанды Прабху и их спутников, а также Храм Ананты Васудевы.
Бхакти Хридой Бон Махарадж, который находился в это время в Англии, встретился там с царем Бардхамана, столицы региона, куда уехал жить Пури Махарадж. Он попросил этого царя отдать Храм Ананты Васудевы Шриле Пури Махараджу, чтобы тот мог поклоняться Божествам и жить в этом Храме.
Шрила Пури Махарадж тогда уже поклонялся своим Божествам Радхе Гопинатху. И в этом Храме он поклонялся обоим Божествам, Ананта Васудеве и своим Божествам.
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж очень любил поклонение Божествам. Каждый день он с большой любовью проводил Арчану. Поклонение освобожденных душ совершенно отличается от поклонения, которое совершают обусловленные души. Поскольку освобожденная душа знает, что Кришна не отличен от своего Божества, поэтому служит Божеству надлежащим образом.
Обусловленная душа, на самом деле, не понимает, что Мурти – это Сам Кришна, поэтому служение такого человека очень сильно ограничено правилами и предписаниями.
Однажды, в Храме Ананты Васудевы был большой праздник. И Шрилу Бхакти Вигьяну Бхарати Махараджа отправили помочь Шриле Пури Махараджу в организации праздника.
Это был день явления Нароттама Даса Тхакура, и там собрались тысячи людей. Шрила Бхарати Махарадж приехал за день до начала фестиваля, и обнаружил, что происходит что-то странное: к фестивалю ничего не готово, нет бхоги, нет цветов, нет украшений.
Он спросил: «Махарадж, что случилось? Я вижу, что ничего не готово к завтрашнему фестивалю».
Шрила Пури Махарадж ответил: «Здесь со мной брахмачари Ананда Лиламайи Прабху, он ответственный за это все, но он мне не говорил, что есть какие-то проблемы». При этом Шрила Пури Махарадж был совершенно спокоен, хотя пригласил тысячи людей на этот фестиваль. И также он упомянул имя брахмачари, который как-бы был ответственным, но на самом деле, он ни за что не отвечал.
Шрила Бхарати Махарадж подумал: «Я не знаю какую бхаву испытывает Шрила Пури Махарадж, но похоже этот фестиваль может не состояться».
Он пошел к Ананда Лиламайи Прабху и спросил у него, как обстоят дела. Но тот ответил: «Я ничего не знаю, я думал, что Бхакти Прамод Пури Махарадж все организовал». Тогда Шрила Бхарати Махарадж снова вернулся к Шриле Пури Махараджу, и сказал, что ничего не готово, и не понимает откуда все появится.
Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж ответил: «Я не знаю, но я твердо верю, что по воле Кришны все будет замечательно». Шрила Бхарати Махарадж сказал: «Да, несомненно, так и будет, но скажите мне, где можно взять посуду, необходимую для приготовления?»
Шрила Пури Махарадж ответил: «О, тут рядом живет глава муниципалитета, можно обратиться к нему. Возможно, он даст посуду на прокат».
На следующее утро, Шрила Бхарати Махарадж отправился к этому человеку, постучал в дверь и, когда он открыл, было понятно, что он только что проснулся.
Шрила Бхарати Махарадж извинился, что так рано пришел, и попросил посуду. Глава муниципалитета сказал: «Хорошо, я дам вам своего человека, и вы можете пойти на склад, он даст вам все, что нужно».
Когда принесли посуду в Храм, то начали ее отмывать коровьим навозом, очищать ее от осквернения. И в это время несколько человек принесли пожертвования.
Шрила Бхарати Махарадж решил, что поставит воду кипятиться, и будет ждать, когда кто-нибудь принесет продукты. Вскоре начали приходить люди, и они, как муравьи, все несли и несли продукты. И уже было столько бхоги, что можно было неделю проводить фестиваль.
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж подумал, что очень удачлив, став свидетелем таких чудес. Он начал готовить, и бхоги хватило бы на несколько дней вперед. Шрила Пури Махарадж сказал, что нужно приготовить, какое меню, и Шрила Бхарати Махарадж все это приготовил.
Преданные приходили весь день, принимали прасад и, даже, брали с собой домой, поскольку прасада было много.
И Шрила Бхарати Махарадж увидел, как Шрила Пури Госвами Махарадж организовал все, но таким незаметным образом. Он был поражен тем, какая вера была у Шрилы Пури Махараджа, что Кришна, так или иначе, все устроит.
В Бхагавад Гите Кришна говорит (Б.Г. 9.22):
ананйаш чинтайанто мам
йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам
йога-кшемам вахами ахам
«Тем, кто поклоняется с безраздельной преданностью только Мне одному, Я даю то, что им необходимо и сохраняю то, что у них есть».
Шрила Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж был очень счастлив, посетив этот фестиваль, организованный таким мистическим образом Шрилой Бхакти Прамод Пури Махараджем. И он говорил, что это был самый лучший фестиваль за всю его жизнь.
Однажды Шрила Пури Махарадж попросил Шрилу Бхарати Махараджа написать о проповеди Гаудия Матха в Гокул Махаване. Шрила Бхарати Махарадж тогда еще не имел опыта в написании статей, но стал выполнять указание Шрилы Махараджа, хотя не знал, как писать. Несмотря на это, Пури Махарадж остался доволен статьей. Он сказал: «Здесь даже нечего редактировать, я оставлю все как есть».
И впоследствии Шрила Бхарати Махарадж начал совершать много севы под руководством Шрилы Пури Махараджа.
Шрила Бхарати Махарадж также рассказывал историю, которая произошла во время Ратха Ятры. Когда колесницы стояли, в течение ночи, перед Храмом Гундичи, преданные собрались там и стали петь киртаны. Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж и Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж, и многие другие преданные, пели возле колесницы.
Когда Панды Джаганнатхи увидели Шрилу Бхакти Дайиту Мадхаву Махараджа, они пригласили его на колесницу, получить даршан Господа. А преданные остались внизу с Шрилой Пури Махараджем, и продолжали петь киртан. И Шрила Пури Махарадж так был погружен в киртан, что начал проявлять экстатические признаки. Он стал петь стих из Шри Чайтаньи Чаритамриты (Ч.Ч. Мадхья 13.113):
сеи та пара̄н̣а-на̄тха па̄ину
йа̄ха̄ ла̄ги’ мадана-дахане джхури’ гену
«Наконец я встретила Господина моей жизни, до встречи с которым меня терзал бог любви».
Этот стих описывает встречу Радхи и Кришны на Курукшетре, который олицетворяет фестиваль Ратха Ятры.
Шрила Пури Махарадж был полностью поглощен этим экстатическим умонастроением, и не обращал ни на что внимания. Воспользовавшись этим, вор-карманник вытащил деньги из сумки Шрилы Пури Махараджа. И один из брахмачари схватил этого карманника, и пытался обратить внимание Шрилы Пури Махараджа. Но Махарадж был поглощен киртаном, и не слышал, что говорит брахмачари.
Тогда этот брахмачари стал кричать и звать по имени Шрилу Пури Махараджа. Когда Пури Махарадж услышал его, то очень разгневался, и стал ругать брахмачари.
Он сказал: «Зачем ты беспокоишь меня? Пусть он забирает деньги и уходит. Деньги прийдут и уйдут, но настроение, которое я сейчас испытываю, может больше не прийти».
Но, кто может понять это настроение Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа? В другой ситуации, Шрила Пури Махарадж говорил, что мы не должны, даже, копейку тратить впустую из того, что предназначено для служения Кришне. Но, иногда, поведение Махабхагавата Вайшнава сложно понять.
Только получив милость Махабхагаваты, можно понять его сердце. Когда Шриле Пури Махараджу давали хоть одну рупию, он брал ее и прикладывал к голове. При этом он говорил, что эта рупия прислана Шрилой Прабхупадой на служение Кришне.
Но в этот раз, он сказал брахмачари: «Пусть вор заберет эти деньги. В чем проблема?» Как же примирить эти два наставления?
Суть в том, что все зависит от того, какой уровень севы (служения) вы выполняете в данный момент. И каждый понимает в соответствии со своим уровнем.
И в момент, когда вор вытащил деньги, Шрила Пури Махарадж выполнял севу такого уровня, которую нельзя купить ни за какие деньги. В этот момент деньги были не важны, было важно настроение, с которым выполнялось этот служение.
Шрила Бхарати Махарадж по этому поводу цитирует стих их Бхагавад Гиты 2.69 :
йа̄ ниш́а̄ сарва-бхӯта̄на̄м̇
тасйа̄м̇ джа̄гарти сам̇йамӣ
йасйа̄м̇ джа̄грати бхӯта̄ни
са̄ ниш́а̄ паш́йато мунех̣Д
«Деятельность разума освобожденных душ подобна ночи для материалистичных людей. Однако для освобожденных душ, чей взор обращен внутрь, их ночь — время бодрствования».
Другими словами, материалистичные люди бодрствуют, когда их разум взаимодействует с материальными объектами. Но для тех, кто соприкоснулся с Абсолютной Истиной, такая деятельность подобна ночи.
Это означает, что материалисты осознают только то, что связано с материальным миром. И они так озабочены зарабатыванием денег, что будут бороться даже за одну пайсу. У них нет времени заботиться о своем духовном благополучии.
Но те, кто осознает атма-таттву (истину о душе), прилагают усилия к своему вечному счастью. Поэтому они всегда размышляют над тем, как посвятить себя высшему служению, и не обеспокоены различными материальными правилами. Если такой человек теряет что-то материальное, для него это не является настоящей потерей.
Если вернуться к истории Шрилы Пури Махараджа, то мы видим, что он выполнял высочайшее служение Кришне, которое не купить ни за какие деньги. Такой урок преподнес нам Шрила Пури Махарадж.
Я также слышал от Вайшнавов, что во время Ратха Ятры, Шрила Пури Махарадж всегда старался получить даршан Джаганнатхи в Гундича Мандире. Но, когда он был уже в преклонном возрасте, ему было сложно это делать, поскольку там обычно собирается огромная толпа и люди начинают толкаться.
И преданные говорили ему: «Махарадж, вы сейчас уже в таком возрасте, вам лучше не ходить туда». Но Шрила Пури Махарадж настаивал: «Нет, я хочу получить даршан».
Когда он подходил к Гундича Мандиру, так или иначе, толпа начинала расходиться, и он мог легко войти в Храм. Иногда, вдруг появлялся полицейский, который провожал его туда, а иногда, какой-нибудь Панда. Так происходили какие-то чудеса, и он мог легко пройти в Храм.
Сегодня мы прославляем Шрилу Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа, и молимся о его милости.
Харе Кришна!