Еще до времен Сократа (470 г. до н.э.) европейские философы и ученые посещали древние земли матери Индии в поисках ее величайшего богатства: знания Вед. Первым университетом, датированным историей, является Университет Такшашилы (около 800 г. до н. э.), расположенный на северо-западе Индии, ныне Пакистан. Многие иностранцы, изучавшие там ведическое знание, привезли полученную информацию с собой, но стали распространять ее, как будто недавно открыли сами, не упоминая ссылку на ведическую основу, как первоисточник всех этих сокровищ. Самым известным является случай греческого математика Пифагора (571 г. до н. э.), который представил миру теорему, целиком скопированную из книги Шульба-сутры, классики ведической литературы, написанной Баудхаяной (около 1000 г. до н. э.). Позже, после вторжения Британской империи в Индию, такой же инцидент произошел с Исааком Ньютоном в отношении его исследований по вычислениям, которые были взяты из Керальской книги расчетов (1350 г. н. э.). Сам Ньютон говорил: "Если я видел дальше, чем другие, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов".

Однако, изумление европейцев от глубины ведического знания привело их к вопросу о том, как индийцам удалось разработать такие сложные теории, которые, казалось, больше принадлежали будущему, чем столь далекому прошлому, восходящему к истокам человеческой цивилизации на этой планете. Они ответили таким образом: "Мы этого не совершали. Воистину, в материальном мире из-за ограниченности чувственного восприятия никто не смог бы произвести такое знание. Все, что мы знаем, было открыто в Ведах Самим Богом. Кто еще мог бы раскрыть все эти знания, которые находятся далеко за пределами наших ограниченных материальных чувств?"

Далее, англичане спросили:" Почему не разрабатываются новые формулы и технологии для расширения данных знаний?" Ведические ученые твердо заявили, что не желают знать ничего, кроме того, что Бог даровал им через Веды. Эти научные знания предназначались исключительно для ежедневного применения в их религиозных обрядах. Другими словами, согласно Ведам, цель науки - служить религии. Наметить путь человека в его повседневных практиках и ритуалах, которые служат для установления связи с Божественным и вечной духовной идентичностью каждого из нас.
как она есть
Квантовая Веданта
Наиболее известные сторонники этой теории, Свами Вивекананда и Рабиндранат Тагор, привлекли внимание западных ученых, внушив им ошибочную концепцию неразличимого единства между Богом и индивидуальной душой, как это видно из утверждения Шредингера: "Просветление само по себе не ново. Признание того, что АТМАН = БРАХМАН (индивидуальное "я" тождественно вездесущему и всепроникающему вечному "Я"), считалось в индийской мысли далеко не кощунственным, и было квинтэссенцией глубочайшего понимания мировых событий. Стремления всех ученых Веданты, научившись произносить собственными устами, на самом деле заключались в том, чтобы действительно усвоить эту величайшую из всех мыслей. Опять же, мистики прошлых столетий, независимо друг от друга, но в полной гармонии между собой (подобно частицам идеального газа), описывали уникальный опыт своей жизни в терминах, которые можно выразить в одной фразе: Deus FACTUS SUM (я стал Богом)".

Шанкарачарья руководствовался четырьмя небольшими афоризмами из своего комментария на Веданта-сутру , известными как маха-вакья: ахам брахма сми (Я есть Брахман), тат твам аси (Ты есть Брахман), праджнанам брахма (все знание есть Брахман) и сарвам калвидам брахма (Брахман повсюду). Его толкование Веданты подчеркивает не различие индивидуальной души и Брахмана, а также тот факт, что Брахман не имеет формы и личных качеств, и проявляется во всем, как в материальном, так и в духовном мире, в движущихся сущностях, и в инертных.
Однако, из-за атеизма, западные лжеученые интересовались только тем, что Веды объясняли о точных науках, и пренебрегали религиозными аспектами, связанными с этими науками, а также данными там объяснениями о природе души и Бога. Но для ведических мудрецов знание, содержащееся в Ведах, не может быть принято частично. Веды подобны телу. Если мы удалим какую-либо часть, пострадает весь организм. Они представляют собой взаимосвязанное и взаимозависимое целое, потому что были созданы с единственной целью: вести человечество к духовному совершенству, по пути преданного служения Богу.

 Следуя этому потоку, в начале 20 века, западные физики познакомились с философией Веданты, и некоторые из них были очарованы тем, как Веданта, якобы могла объяснить некоторые из самых сложных вопросов квантовой физики. Я говорю "якобы", поскольку целью статьи является продемонстрировать то, что принятая ими Веданта не является оригинальной Ведантой, представленной ее автором Вьясадевой.
Первые квантовые исследователи, такие как Планк, Шредингер, Гейзенберг и Бор, нашли прибежище в Веданте, чтобы разработать свои теории о макро- и микро-структурах материи, а также о присутствующем в них индивидуальном и всеобщем сознании, как сказал Эрвин Шредингер: « Веданта учит, что сознание едино, что все события проявляются внутри вселенского сознания и что не существует множества личностей". Однако такое восприятие Веданты относится конкретно к Школе Адвайта, или монистической школе, основанной Шанкарачарьей во 2 веке, в Индии.
На самом деле, в отличие от того, что предлагает школа Адвайты, Веданта-сутра утверждает, что Брахман обладает Своей вечной индивидуальностью, а также формой, собственными характеристиками и полон блаженства (ананда-майо бхйасат). Согласно грамматике санскрита, слово "брахма" в данном контексте означает не Бога, а то, что является "божественным" или "трансцендентным". По отношению к Богу, Верховному Существу, необходимо использовать термин Парам Брахма. Парам означает "высший", поэтому, если есть что-то еще более высшее, чем брахма, то "брахма" не может напрямую относиться к Богу, потому что Бог - это Всемогущий Парам Брахма. Такие слова, как брахма, атма (душа) и ишвара (контролер), могут использоваться с суффиксом "парам", повышая их ранг. Мы - атма, а Бог - Параматма, Сверхдуша. Полубоги - это ишвара, а Бог - Парамешвара.

 Таким образом, маха-вакьи Шанкарачарьи изменили изначальный смысл Веданта-сутры и поэтому не могут рассматриваться как надежный источник научного и религиозного подтверждения. Кроме того, это не единственный доступный комментарий к Веданта-сутре. Комментарии Рамануджи Ачарьи, Мадхвы Ачарьи и Баладевы Видьябхушаны представляют правильное понимание первоначального смысла Веданта-сутры, основанного на концепции Бога, вечно отличного от Своих созданий и творения. Однако ответы, которые хотели получить квантовые физики, основываясь на собственные парадигмы, были рассмотрены Школой Адвайты. И учитывая, что эти ответы были не верны, в чем причина гордиться влиянием псевдо-Веданты на Квантовую физику? Воистину, эти квантовые физики никогда не могли бы быть так называемыми ведантистами, так как это было бы, без сомнения, оскорблением ведической традиции.

 Подобное утверждение может пристыдить квантовых физиков и последователей Школы Адвайты, но чтобы спасти будущие поколения от паутины невежества, мы должны разоблачить их ложные теории и установить истинную концепцию Веданты такой, как она есть. Только тогда мы сможем узнать, может ли Веданта действительно вести диалог с Квантовой физикой или нет.

 Прежде всего, как я писал в начале, представляя это эссе, философия и наука, содержащиеся в Ведах, никогда не призывали к тому, чтобы человечество было способно познать всю истину о существовании. Все, что необходимо человеку для познания высшей цели и конечного предназначения жизни, Создатель автоматически сделает это знание доступным каждому. Такие вопросы, как: "что такое материя?", "что такое гравитация?", "существуют ли многомерности?", "может ли электрон находиться в двух местах одновременно?" и другие такого рода, совсем не являются актуальными для тех, кто практикует то, чему учит Веданта, как вечная дхарма души: чистое преданное служение Богу.
По этой причине, первый стих Веданта-сутры звучит так: атхато брахма джиджнаса - "прежде всего, мы должны вопрошать об Абсолютной Истине или Брахмане". В стихе не говорится, что мы должны сначала вопрошать о субатомной реальности! Это ясно демонстрирует тот факт, что квантовые физики использовали ведические писания по своему усмотрению, но не принимали ведический modus operandis (образ действия), как признается Гейзенберг: "Эксперименты - единственное средство познания, имеющееся в нашем распоряжении. Остальное - поэзия, воображение". Используя ведические утверждения для иллюстрации своих испытаний, Гейзенберг, в то же время, отрицает действительность божественного и непогрешимого характера Веданты, заявив, что единственный ключ к пониманию реальности - это эксперименты. Однако стих Веданта-сутры "шастра йонитват саманвайа" очень ясно указывает нам направление: "Чтобы познать Абсолютную Истину, нужно изучать ведические писания".

 Квантовые физики тщетно пытаются исследовать мир за пределами чувств, не признавая присутствия Бога, известного как Хришикеша, Владыка чувств, и поэтому, в результате этой неудавшейся попытки возникают бесчисленные конфликты и социальные волнения. Качество всеведения принадлежит исключительно Богу, и основное послание Веданты состоит в том, что мы — вечные слуги Бога и Его божественные частички. Мы не должны тратить свою жизнь, пытаясь сосчитать звезды на небе или песчинки на пляже. Жизнь имеет гораздо более высокий смысл, и Веданта-сутра ясно представляет это с первого стиха.

 Через ограниченные чувства мы не можем уловить трансцендентную реальность, и так, Веданта учит нас апаурушее (нисходящее сверхчеловеческое знание). Процесс постижения духовного знания должен быть получен сверху вниз, то есть раскрыт самим Создателем. Иначе мы навсегда останемся во тьме нашего ограниченного чувственного восприятия. Итак, эти физики подобны слепым, работающим в темноте, и когда слепой ведет слепого, они оба падают в яму.
Чтобы понять Веданту, не нужна никакая интерпретация, но из-за ее очень высокого интеллектуального уровня, многие терпят неудачу при попытке объяснить ее правильно, и в результате мы находим несколько школ, каждая из которых предлагает свою собственную интерпретацию Веданты. Но так же, как лебедь может отделить молоко, смешанное с водой, квалифицированный читатель Веданты, связанный с авторитетной преемственностью осознавших себя учителей, узнает, что там присутствует важная концепция, называемая ачинтья-бхеда-абхеда (АВА).
Концепция АВА была раскрыта аватарой Шри Чайтаньей Махапрабху пятьсот лет назад и буквально означает: «непостижимое одновременное различие и единство между двумя объектами». Парадоксальная концепция АВА присутствует в Веданте как средство, с помощью которого Бог думает и действует в отношении почти всех аспектов жизни, и как Он строит материальные и ментальные миры. Почему? Потому что жизнь представляет собой настолько сложную модель, что делает возможность ее существования чрезвычайно редкой и незаменимой среди бесконечных возможностей. Чтобы создать все эти чудесные сценарии, Бог нашел Свой способ через баланс между существованием и не существованием, между возможностью и невозможностью. Итак, мы должны усвоить первый урок Квантовой Веданты: только Бог способен действовать при любом парадоксе, и делать это вполне логично.

 Когда квантовая теория предполагает, что мы не можем держать дверь закрытой и открытой одновременно, это прямо бросает вызов божественной силе, называемой агхатана-гхатана-патияси, силе, которая делает невозможное возможным, как уже было описано в случае АВА. Таким образом, Веданта, которая может помочь им понять, что такое квантовая физика, — это Веданта АВА, она показывает, что парадоксы существуют на всех уровнях реальности, начиная с электронов и достигая кульминации в самой природе Бога.

 Другими словами, Бог и души похожи по качеству, но различны по количеству. Поскольку мы произошли от него, у нас одинаковая природа, но так как он всемогущ, он отличается от бесконечно малых душ, имеющих ограниченные силы. Одинаковые по качеству, но разные по количеству. Это настоящий квантовый скачок!

 Считать, что все души есть Бог, но при этом не иметь возможности ответить на основные вопросы о тайнах жизни, это - противоречие. По иронии судьбы, концепция не различия между Богом и душами прекрасно сочеталась с ложным эго и гордыней западных ученых, которые призывают быть или стать Богом.

 Но в Упанишадах мы находим следующее утверждение:

 нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видхадати камам

 (Шветашватара Упанишад 6.13)

 "Среди бесчисленных вечных существ одно является источником вечности. Среди бесчисленных сознательных существ один является источником сознания».
Квантовые физики пытаются продемонстрировать сложность универсальных правил, наблюдая за поведением элементарных субатомных частиц. Но, выделяя и наблюдая некоторые атомные частицы внутри лабораторных приборов, физики думают, что они смогут понять ключевой механизм всей вселенной, а также ее внутреннюю природу и развитие, как полагает Шредингер: «Единство и непрерывность Веданты отражается в единстве и непрерывности волновой механики. Это полностью соответствует концепции Веданты " Целое и часть».

Создавая искусственное состояние, как они могут выразить реальность? Это тупик, тем не менее, было интересно сомнение самого Вернера Гейзенберга в его «Принципе неопределенности». Он сказал, что когда физик пытается наблюдать субатомную частицу, оборудование, необходимое для эксперимента, неизбежно изменяет траекторию частицы. Все, что используется для фильтрации реальности в восприятии наблюдателя, будь то инструменты, машины или сами чувства, уже искажает первоначальную чистоту самого явления. Макс Планк также подтверждает это, заявляя:«Всякий, кто серьезно занимался научной работой любого рода, замечал, что при входе во врата храма науки написаны следующие слова: «Вы должны иметь веру. Это необходимое качество для каждого ученого».

Другим важным моментом является тот факт, что когда ученые полагаются на вероятность, в конечном итоге, выходят за пределы области науки, паря в пустоте. Потом они еще хотят изображать из себя философов или поэтов, пишущих о своих заблуждениях так, как если бы они были результатом глубочайших размышлений человеческого разума. Как подтверждает сам Нильс Бор: «Квантового мира не существует. Существует только абстрактное описание квантовой физики. Неверно думать, что задача Физики состоит в том, чтобы выяснить, чем является природа. Физика выясняет, что мы можем сказать о природе…»

Тем не менее, всех этих заявлений должно было быть достаточно, чтобы заставить их полностью отказаться от своих экспериментов и безусловно найти прибежище в науке ведической традиции. Но почему они этого не сделали? Почему продолжали вести сомнительные эксперименты и теории, которые никогда не помогут человечеству развиваться духовно?

Вместо того, чтобы пытаться понять это самостоятельно, ученые могли бы просто обратиться к Пятой песне Шримад-Бхагаватам и непосредственно прочитать записи о происхождении жизни, сотворении, поддержании и разрушении вселенной. Кстати, «Шримад-Бхагаватам», в свою очередь, представлен как артхо йам брахма-сутранам, естественный комментарий к «Брахма-сутре» или «Веданта-сутре», написанный тем же автором Кришной Двайпаяной Веда Вьясой.

В западном квантовом мире, когда чувства достигают своего предела, физики становятся философами и мистиками, а так как они не культивируют позицию служения Богу и не изучают Веданту через ученическую преемственность осознавших себя учителей, их ложные теории становятся ядом для них самих.

Западный ученый - это тот человек, который, несмотря на всю ограниченность своих чувств, стремится исследовать и познать с помощью механических средств то, что Бог держит в тайне и скрывает от человеческого разума. Когда они смогут повысить свое сознание до уровня души, они поймут, что всеведение, к которому они стремятся, - это исключительный атрибут Бога, и только когда Он пожелает, это знание может быть раскрыто, как объясняется в стихе Веданта-сутры таркапратиштханатх. Когда проявится божественное вдохновение, разум узнает, сердце почувствует, а душа возрадуется.