Составлено на основе статьи Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Значение слова
любовь (прити)
любовь (прити)
В этой замечательной статье Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет значение слова "любовь" или на санскрите "прити". Он начинает с того, что "любовь" - очень сладостное слово. И когда его произносят, оно дарует необыкновенно сладостные чувства сердцам тех, кто слушает, и тех, кто говорит.
Несмотря на то, что очень немногие люди могут дать действительно правильное определение слову "любовь", всем нравится слышать это слово. Все живые существа могут находиться под контролем любви, а некоторые из них могут даже умереть ради нее. Мы можем много говорить о любви, но каково же истинное понимание?
Один португальский поэт, Луис де Камоэнс, написал прекрасное произведение о любви, где дает очень много образных определений, например: "Огонь, который горит без дыма...", а также другие поэтические описания и сравнения. Но нужно понимать, что сравнения - это сравнения, а определение значения слова - это совсем другое.
И Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет нам в этой статье, что же такое любовь на самом деле. Он говорит, что в этом материальном мире истинную любовь встретить невозможно. Всё, что мы считаем любовью в материальном мире, - это всё проявления эгоизма. Потому что эгоизм проявляется к тому, что очень дорого лично вам.
Но если мы говорим об истинной любви, то это любовь, ради которой мы готовы принести себя в жертву. И если есть некое противостояние между эгоизмом и любовью, то, конечно, любовь чудесным образом одержит победу. Если же побеждает эгоизм, то это не любовь.
Те, кто ищет духовную любовь, считают материальные удовольствия временными и конечными. Существует два вида материальных наслаждений. Одно из них достигается желанием наслаждений, а другое - желанием освобождения.
Живые существа, которые ищут наслаждений, находясь в материальном мире, стремятся обрести славу, силу, удовольствия и другие подобные вещи.
А те, кто стремятся к освобождению, безразличны ко всем этим материальным вещам, они желают лишь освобождения. Но, тем не менее, освобождение является одним из видов наслаждения. Однако истинный трансценденталист ищет только чистую любовь. Чистая истинная любовь означает служение Кришне. Это и есть истинное определение любви.
Любовь к Кришне, према к Кришне, - это и есть истинная любовь. Все остальные виды любви являются некими искаженными отражениями истинной любви.
Таким образом, можно сказать, что в этом мире очень сложно найти любовь тому, кто действительно понимает истинное значение любви. И сейчас мы ясно понимаем, что такое любовь. Любовь - это служение Кришне.
В материальном мире существует два типа объектов. К первому относятся сознающие объекты, а ко второму - не сознающие. Сознающие объекты являются изначальными, а не сознающие - лишь отражение сознающих.
Если мы попытаемся изучить природу объектов имеющих сознание, то обнаружим, что их суть - это любовь. Кто они такие, имеющие сознание объекты? Это Бхагаван и джива. Все остальное, где нет дживы, нет Бхагавана, - все это является бессознательными объектами (ачит васту).
Несмотря на то, что очень немногие люди могут дать действительно правильное определение слову "любовь", всем нравится слышать это слово. Все живые существа могут находиться под контролем любви, а некоторые из них могут даже умереть ради нее. Мы можем много говорить о любви, но каково же истинное понимание?
Один португальский поэт, Луис де Камоэнс, написал прекрасное произведение о любви, где дает очень много образных определений, например: "Огонь, который горит без дыма...", а также другие поэтические описания и сравнения. Но нужно понимать, что сравнения - это сравнения, а определение значения слова - это совсем другое.
И Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет нам в этой статье, что же такое любовь на самом деле. Он говорит, что в этом материальном мире истинную любовь встретить невозможно. Всё, что мы считаем любовью в материальном мире, - это всё проявления эгоизма. Потому что эгоизм проявляется к тому, что очень дорого лично вам.
Но если мы говорим об истинной любви, то это любовь, ради которой мы готовы принести себя в жертву. И если есть некое противостояние между эгоизмом и любовью, то, конечно, любовь чудесным образом одержит победу. Если же побеждает эгоизм, то это не любовь.
Те, кто ищет духовную любовь, считают материальные удовольствия временными и конечными. Существует два вида материальных наслаждений. Одно из них достигается желанием наслаждений, а другое - желанием освобождения.
Живые существа, которые ищут наслаждений, находясь в материальном мире, стремятся обрести славу, силу, удовольствия и другие подобные вещи.
А те, кто стремятся к освобождению, безразличны ко всем этим материальным вещам, они желают лишь освобождения. Но, тем не менее, освобождение является одним из видов наслаждения. Однако истинный трансценденталист ищет только чистую любовь. Чистая истинная любовь означает служение Кришне. Это и есть истинное определение любви.
Любовь к Кришне, према к Кришне, - это и есть истинная любовь. Все остальные виды любви являются некими искаженными отражениями истинной любви.
Таким образом, можно сказать, что в этом мире очень сложно найти любовь тому, кто действительно понимает истинное значение любви. И сейчас мы ясно понимаем, что такое любовь. Любовь - это служение Кришне.
В материальном мире существует два типа объектов. К первому относятся сознающие объекты, а ко второму - не сознающие. Сознающие объекты являются изначальными, а не сознающие - лишь отражение сознающих.
Если мы попытаемся изучить природу объектов имеющих сознание, то обнаружим, что их суть - это любовь. Кто они такие, имеющие сознание объекты? Это Бхагаван и джива. Все остальное, где нет дживы, нет Бхагавана, - все это является бессознательными объектами (ачит васту).
Если принять в расчет, что мы не заставляли двигаться все эти частицы, то кто же привел их в движение? Бог. Конечно, Бог побудил их прийти в движение, это не мы сделали. Таково доказательство, что Бог присутствует везде.
Сила притяжения, которая побудила эти молекулы и атомы собраться в форму, - это энергия Бога, это действия Бога. И подобно тому, как Солнце притягивает все планеты и побуждает их двигаться, Кришна так же притягивает все души и они вращаются вокруг Него.
Таким образом, мы теперь можем увидеть, что весь мир вращается вокруг Кришны. Но при этом души хотят быть отделенными от Кришны. Для того, чтобы совершать служение Кришне, мы должны быть отличными от Него, мы не можем быть едины с Ним.
Подобным образом, Солнце, которое притягивает планеты, держит их на определенном расстоянии, потому что в противном случае может произойти столкновение и разрушение всего.
И Кришна привлекает все души, но Он держит их на некотором расстоянии, не позволяя им соединиться с Ним, слиться в одно. Иначе невозможно. Согласно движению каждой дживы, существует определенная граница близости к Кришне. Это означает, что есть расы от шанты до мадхурьи. Все это степени близости к Кришне.
Таким образом, мы не желаем соединиться с Кришной, но мы желаем вращаться вокруг Него. Как говорится в Чхандогья Упанишад: подобно тому, как вокруг Солнца вращаются планеты в материальном мире, так и в духовном мире вокруг Кришны вращаются души.
Таким образом, каждый поддерживается, движимый этой силой любви. Сила притяжения в данном случае - это сила любви.
Сейчас есть много мотивирующих лекторов, которые говорят о силе притяжения. Но, на самом деле, у них нет истинного понимания, что сила притяжения приходит от Господа, от бхакти. У нас же есть совершенный пример этого притяжения, любви и служения.
Далее Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует известного поэта, преданного Чанди Даса, и объясняет, как прити проявляется в этом мире. Это слово, на самом деле, состоит из трех слогов - "пи-ри-ти"
На заре творения, когда Господь Брахма совершал аскезу, во время его медитации снизошел первый слог - "пи". При пахтании океана проявился слог "ри". Когда пахтали океан второй раз, то появился нектар и третий слог "ти". Таким образом, в поэтическом произведении Чанди Даса, описывается момент проявления этих трех слогов "пи-ри-ти".
Сила притяжения, которая побудила эти молекулы и атомы собраться в форму, - это энергия Бога, это действия Бога. И подобно тому, как Солнце притягивает все планеты и побуждает их двигаться, Кришна так же притягивает все души и они вращаются вокруг Него.
Таким образом, мы теперь можем увидеть, что весь мир вращается вокруг Кришны. Но при этом души хотят быть отделенными от Кришны. Для того, чтобы совершать служение Кришне, мы должны быть отличными от Него, мы не можем быть едины с Ним.
Подобным образом, Солнце, которое притягивает планеты, держит их на определенном расстоянии, потому что в противном случае может произойти столкновение и разрушение всего.
И Кришна привлекает все души, но Он держит их на некотором расстоянии, не позволяя им соединиться с Ним, слиться в одно. Иначе невозможно. Согласно движению каждой дживы, существует определенная граница близости к Кришне. Это означает, что есть расы от шанты до мадхурьи. Все это степени близости к Кришне.
Таким образом, мы не желаем соединиться с Кришной, но мы желаем вращаться вокруг Него. Как говорится в Чхандогья Упанишад: подобно тому, как вокруг Солнца вращаются планеты в материальном мире, так и в духовном мире вокруг Кришны вращаются души.
Таким образом, каждый поддерживается, движимый этой силой любви. Сила притяжения в данном случае - это сила любви.
Сейчас есть много мотивирующих лекторов, которые говорят о силе притяжения. Но, на самом деле, у них нет истинного понимания, что сила притяжения приходит от Господа, от бхакти. У нас же есть совершенный пример этого притяжения, любви и служения.
Далее Шрила Бхактивинода Тхакур цитирует известного поэта, преданного Чанди Даса, и объясняет, как прити проявляется в этом мире. Это слово, на самом деле, состоит из трех слогов - "пи-ри-ти"
На заре творения, когда Господь Брахма совершал аскезу, во время его медитации снизошел первый слог - "пи". При пахтании океана проявился слог "ри". Когда пахтали океан второй раз, то появился нектар и третий слог "ти". Таким образом, в поэтическом произведении Чанди Даса, описывается момент проявления этих трех слогов "пи-ри-ти".
Объекты, обладающие сознанием (чит-васту), имеют две характеристики: они могут привлекать и могут двигаться. У них есть способность привлекать кого-либо к себе, и так же они обладают способностью перемещаться.
Такова и природа любви: она привлекает всех и она постоянно находится в движении. А что такое движение? Движение - это и есть служение (сева). Если вы любите, вы двигаетесь, вы совершаете какие-то действия, - это и есть любовь.
В свою очередь ачит-васту, то что не имеет сознания, не может двигаться, не может привлекать никого и ничего, это означает, что нет любви.
Но, поскольку в этом мире присутствует Параматма, Она пронизывает все вокруг, то даже ачит-васту может в какой-то момент начать двигаться и привлекать. Таким образом, атомы в этих всех объектах могут привлекаться, соединяться и двигаться. И так в этом мире может зарождаться жизнь.
При помощи этих двух характеристик, способности привлекать и двигаться, все зарождается в этом мире и возникает гармония. В этой Вселенной все функционирует таким образом.
Например, Солнце, оно привлекает другие планеты и побуждает их двигаться, таким образом, они вращаются вокруг Солнца. И это все возможно благодаря присутствию Полубогов в каждой из этих планет. Происходит притяжение, привлечение и движение. Это доказательство того, что все в этом мире движется, благодаря присутствию определенного вида сознания. Материя сама по себе не может прийти в движение.
Я приведу один пример, не из этой статьи, постарайтесь понять, это очень важно. Каким образом мы можем доказать существование Бога с помощью науки? Например, вы положите предмет на поверхность стола. Что будет происходить? Этот предмет будет абсолютно статичен, он не двигается, потому что естественное состояние любого ачит-васту - находиться в покое. Таковы базовые законы физики.
И можно сказать, что этот предмет придет в движение только тогда, когда вы его толкнете, будете воздействовать на него каким-то образом. Так как в вас есть жизнь, сознание, у вас есть сила притягивать и двигать. Поэтому вы можете передать эту силу предмету.
Но, если мы попытаемся заглянуть глубоко внутрь этого предмета, в его атомный нано-мир, то что мы там увидим? Мы увидим, что на самом деле, там происходит различная деятельность, все находится в движении. Нейтроны, электроны, протоны, все субатомные и атомные частицы постоянно пребывают в движении.
Такова и природа любви: она привлекает всех и она постоянно находится в движении. А что такое движение? Движение - это и есть служение (сева). Если вы любите, вы двигаетесь, вы совершаете какие-то действия, - это и есть любовь.
В свою очередь ачит-васту, то что не имеет сознания, не может двигаться, не может привлекать никого и ничего, это означает, что нет любви.
Но, поскольку в этом мире присутствует Параматма, Она пронизывает все вокруг, то даже ачит-васту может в какой-то момент начать двигаться и привлекать. Таким образом, атомы в этих всех объектах могут привлекаться, соединяться и двигаться. И так в этом мире может зарождаться жизнь.
При помощи этих двух характеристик, способности привлекать и двигаться, все зарождается в этом мире и возникает гармония. В этой Вселенной все функционирует таким образом.
Например, Солнце, оно привлекает другие планеты и побуждает их двигаться, таким образом, они вращаются вокруг Солнца. И это все возможно благодаря присутствию Полубогов в каждой из этих планет. Происходит притяжение, привлечение и движение. Это доказательство того, что все в этом мире движется, благодаря присутствию определенного вида сознания. Материя сама по себе не может прийти в движение.
Я приведу один пример, не из этой статьи, постарайтесь понять, это очень важно. Каким образом мы можем доказать существование Бога с помощью науки? Например, вы положите предмет на поверхность стола. Что будет происходить? Этот предмет будет абсолютно статичен, он не двигается, потому что естественное состояние любого ачит-васту - находиться в покое. Таковы базовые законы физики.
И можно сказать, что этот предмет придет в движение только тогда, когда вы его толкнете, будете воздействовать на него каким-то образом. Так как в вас есть жизнь, сознание, у вас есть сила притягивать и двигать. Поэтому вы можете передать эту силу предмету.
Но, если мы попытаемся заглянуть глубоко внутрь этого предмета, в его атомный нано-мир, то что мы там увидим? Мы увидим, что на самом деле, там происходит различная деятельность, все находится в движении. Нейтроны, электроны, протоны, все субатомные и атомные частицы постоянно пребывают в движении.
Пурва-рага - это такой вид любви, когда чувства проявляются к тому, кого вы никогда не встречали. Подобным образом мы, обусловленные души, можем тоже испытывать пурва-рагу к Кришне.
И эта любовь постепенно зарождается, когда мы начинаем слушать о Кришне, Его играх, Его прекрасной форме, Его качествах, и мы привлекаемся Кришной. Что же происходит дальше? Далее начинает проявляться любовь, према.
И это все о том, как нам отрешиться от материального мира, материального тела, и привлечься Кришной, проявляя беспокойство лишь о духовном. По этой причине нам необходимо прекратить все попытки обрести любовь в материальном мире и попытаться обнаружить любовь к Кришне.
Все наши поиски любви, поиски чувств в материальном мире, в супружеских отношениях, родственных, дружеских, соседских, - всё это лишь проявление необходимости обрести любовь к Кришне.
Шрила Бхактивинода Тхакур, заканчивая статью, говорит, что люди, которые читают и слушают о благоприятном психологическом эффекте любви, пытаясь получить его, просто бесполезно тратят время, потому что на самом деле не осознают истинной природы любви.
Поскольку такие люди полны гордыни, желания славы, известности, богатства, они пытаются найти эту любовь очень невежественными способами. И, в конце концов, вместо того, чтобы привнести в этот мир что-то благое, они приносят лишь беспокойство и страдания.
И далее Бхактивинода Тхакур говорит: "Поэтому нужно прекратить слушать все эти бесполезные разговоры от так называемых знатоков-философов и развивать чистую любовь к Кришне!"
"Постарайтесь испытать истинную любовь, лишенную материальных обозначений" - именно такими словами заканчивает статью Шрила Бхактивинода Тхакур.
Я хочу дополнить комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура из "Шримад Бхагаватам".
Ш. Б. г.10. 32. 16
шри-гопйа учух
бхаджато нубхаджанти эка эка этад-випарйайам
нобхайамш ча бхаджанти эка этан но брухи садху бхох
И эта любовь постепенно зарождается, когда мы начинаем слушать о Кришне, Его играх, Его прекрасной форме, Его качествах, и мы привлекаемся Кришной. Что же происходит дальше? Далее начинает проявляться любовь, према.
И это все о том, как нам отрешиться от материального мира, материального тела, и привлечься Кришной, проявляя беспокойство лишь о духовном. По этой причине нам необходимо прекратить все попытки обрести любовь в материальном мире и попытаться обнаружить любовь к Кришне.
Все наши поиски любви, поиски чувств в материальном мире, в супружеских отношениях, родственных, дружеских, соседских, - всё это лишь проявление необходимости обрести любовь к Кришне.
Шрила Бхактивинода Тхакур, заканчивая статью, говорит, что люди, которые читают и слушают о благоприятном психологическом эффекте любви, пытаясь получить его, просто бесполезно тратят время, потому что на самом деле не осознают истинной природы любви.
Поскольку такие люди полны гордыни, желания славы, известности, богатства, они пытаются найти эту любовь очень невежественными способами. И, в конце концов, вместо того, чтобы привнести в этот мир что-то благое, они приносят лишь беспокойство и страдания.
И далее Бхактивинода Тхакур говорит: "Поэтому нужно прекратить слушать все эти бесполезные разговоры от так называемых знатоков-философов и развивать чистую любовь к Кришне!"
"Постарайтесь испытать истинную любовь, лишенную материальных обозначений" - именно такими словами заканчивает статью Шрила Бхактивинода Тхакур.
Я хочу дополнить комментарием Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура из "Шримад Бхагаватам".
Ш. Б. г.10. 32. 16
шри-гопйа учух
бхаджато нубхаджанти эка эка этад-випарйайам
нобхайамш ча бхаджанти эка этан но брухи садху бхох
Обусловленные души пытаются обнаружить любовь в материальном мире, и по этой причине они, в итоге, теряются. Они начинают считать себя этим грубым и тонким телом. Такие обусловленные души полагают, что психология и материальные науки - лучший вид знания.
Они начинают думать: "Я - Брахман", "Я - джентльмен". Иногда они страдают, иногда наслаждаются, и все это является спектаклем майи. Иногда они считают себя мужчиной, иногда женщиной, иногда собакой или другим животным. Таким образом, эти души получают опыт различных страданий в материальном мире.
Здесь Бхактивинода Тхакур использует "he" - мужчина. Указывая на все человечество, он использует местоимение мужского рода. Человечество, как мужской род. Почему это так? Нужно понять и, если вы женщина, не обижаться.
Не надо быть феминистками, которые считают, что есть некое давление со стороны мужчин, и которые даже пытаются изменить слова и термины в языке.
Слово "man" происходит от "Ману", который является прародителем всего человечества. Мы все потомки Ману. Так же английское слово "woman" - женщина, имеет корень "man", это означает, что оно тоже происходит от "Ману".
Таким образом, у нас есть отождествление, что мы потомки Ману, и Ману - это мужчина. Но люди, не зная этого, начинают сходить с ума по разным феминистическим вещам.
И здесь нужно разобраться, почему же все-таки мужчина занимает главенствующее положение. Потому что при зачатии душа проявляется в сперматозоиде. Атма находится в сперматозоиде, в теле мужчины, не в теле женщины.
А, когда ребенок появляется на свет, кто определяет его касту? Это делает мать, не отец. Если отец из касты брахманов, а мать шудра, то ребенок будет шудрой. И наоборот, если мать из касты брахманов, а отец шудра, то ребенок будет брахманом.
Нам нужно разбираться и понимать, как это все работает, чтобы в нашей повседневной жизни не было политических споров и разногласий.
Далее Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, когда душа находится в обусловленном состоянии, то почти не чувствует притяжения. Но когда знание души раскрывается, то она начинает чувствовать притяжение к Кришне.
Как это происходит? Бхактивинода Тхакур описывает пример гопи, когда они рождаются во Вриндаване в первый раз, и как проявляется их пурва-рага.
Они начинают думать: "Я - Брахман", "Я - джентльмен". Иногда они страдают, иногда наслаждаются, и все это является спектаклем майи. Иногда они считают себя мужчиной, иногда женщиной, иногда собакой или другим животным. Таким образом, эти души получают опыт различных страданий в материальном мире.
Здесь Бхактивинода Тхакур использует "he" - мужчина. Указывая на все человечество, он использует местоимение мужского рода. Человечество, как мужской род. Почему это так? Нужно понять и, если вы женщина, не обижаться.
Не надо быть феминистками, которые считают, что есть некое давление со стороны мужчин, и которые даже пытаются изменить слова и термины в языке.
Слово "man" происходит от "Ману", который является прародителем всего человечества. Мы все потомки Ману. Так же английское слово "woman" - женщина, имеет корень "man", это означает, что оно тоже происходит от "Ману".
Таким образом, у нас есть отождествление, что мы потомки Ману, и Ману - это мужчина. Но люди, не зная этого, начинают сходить с ума по разным феминистическим вещам.
И здесь нужно разобраться, почему же все-таки мужчина занимает главенствующее положение. Потому что при зачатии душа проявляется в сперматозоиде. Атма находится в сперматозоиде, в теле мужчины, не в теле женщины.
А, когда ребенок появляется на свет, кто определяет его касту? Это делает мать, не отец. Если отец из касты брахманов, а мать шудра, то ребенок будет шудрой. И наоборот, если мать из касты брахманов, а отец шудра, то ребенок будет брахманом.
Нам нужно разбираться и понимать, как это все работает, чтобы в нашей повседневной жизни не было политических споров и разногласий.
Далее Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что, когда душа находится в обусловленном состоянии, то почти не чувствует притяжения. Но когда знание души раскрывается, то она начинает чувствовать притяжение к Кришне.
Как это происходит? Бхактивинода Тхакур описывает пример гопи, когда они рождаются во Вриндаване в первый раз, и как проявляется их пурва-рага.
В этом стихе гопи говорят, что есть такой тип людей, которые даруют любовь тем, кто им дарует любовь. Есть другой тип людей, которые любят тех, кто их не любит. И есть третий тип людей, которые не любят никого: ни тех, кто их любят, ни тех, кто их не любят, такие люди не любят никого.
И гопи говорят Кришне: "Пожалуйста, объясни нам, кто же из этих трех типов личностей лучше всех. И есть ли какая-то причина, по которой Ты нас любишь? Мы думаем, что нет никакой причины, по которой Ты нас любишь. И, если Ты нас любишь, то Ты не должен нас заставлять страдать. Но Ты пытаешься убить нас, повергнув в огонь разлуки. По этой причине Твоя любовь не является безусловной.
Увидев наши страдания, ты должен был хоть как-то показать свое раскаяние. Если бы Ты испытывал раскаяние, то немедленно пришел к нам, видев, как мы страдаем. Но одновременно с этим, мы обращаем внимание на то, что мы не полностью безразличны Тебе".
Таким образом, гопи не могут понять, какова же любовь Кришны к ним, в чем она заключается. Сначала Он зовет гопи в лес, затем покидает их, потом опять приходит. И гопи совершенно сбиты с толку: "Что же это за такая любовь?"
Это и есть разлука и встреча, движение. В этом и заключается духовная физика, притяжение и удаление.
И гопи говорят Кришне: "Пожалуйста, объясни нам, кто же из этих трех типов личностей лучше всех. И есть ли какая-то причина, по которой Ты нас любишь? Мы думаем, что нет никакой причины, по которой Ты нас любишь. И, если Ты нас любишь, то Ты не должен нас заставлять страдать. Но Ты пытаешься убить нас, повергнув в огонь разлуки. По этой причине Твоя любовь не является безусловной.
Увидев наши страдания, ты должен был хоть как-то показать свое раскаяние. Если бы Ты испытывал раскаяние, то немедленно пришел к нам, видев, как мы страдаем. Но одновременно с этим, мы обращаем внимание на то, что мы не полностью безразличны Тебе".
Таким образом, гопи не могут понять, какова же любовь Кришны к ним, в чем она заключается. Сначала Он зовет гопи в лес, затем покидает их, потом опять приходит. И гопи совершенно сбиты с толку: "Что же это за такая любовь?"
Это и есть разлука и встреча, движение. В этом и заключается духовная физика, притяжение и удаление.