Джаганнатха-лила.
История третья
Вчера мы слушали замечательную историю о том, как Джаганнатха, Баладева и Субхадра проявили свои удивительные формы. Мы также говорили о том, как Кришна услышал прекрасные описания Рохини Майи о Его играх во Вриндаване. Сегодня мы послушаем третью историю о том, как Кришна проявил форму Джаганнатхи. Вы не найдете эту историю ни в одном из писаний, известных сегодня. Она присутствует только в сердцах Чистых Преданных. Шрила Гурудев записал эту историю в своей книге «Происхождение Ратха-Ятры». Эту историю также знал Шрила Гоур Говинда Махарадж из ИСККОН. Он напечатал ту же версию истории в своем журнале. Когда мой Шрила Гурудев узнал об этом, он очень обрадовался. Тогда Гурудев подумал, что Шрила Гоур Говинда Махарадж – совершенно особый Вайшнав, поскольку только Чистые Преданные имеют возможность проникнуть в трансцендентную реальность и созерцать такие игры.
Как я рассказывал вчера, Кришна, Баладева и Субхадра жили в Двараке. Кришна испытывал очень сильную разлуку с Вриндаваном. Во Вриндаване почти все Враджаваси были на грани смерти в разлуке с Кришной. Единственная причина, по которой они еще были живы, была в том, что, если они умрут, это очень расстроит Кришну. Они никогда не желали причинять боль Кришне. Поэтому они не умерли. Их жизнь была основана на надежде, что Кришна вернется на следующий день. Шримати Радхарани была без сознания. Она находилась на ложе из лепестков лотоса, и Её тело буквально горело в огне разлуки. Подругам и служанкам Радхарани приходилось покрывать Её тело сандаловой пастой и камфорой, чтобы охладить, но оно мгновенно высыхало. Радхарани была настолько худой, что Её кольцо стало похоже на браслет, который можно было носить на запястье. Когда Она потеряла сознание, в то же самое время Кришна также потерял сознание в Двараке. Все Дваракаваси, во главе с Баладевой, Рохини и Нарадой, не знали, что делать и как помочь Кришне. Они понимали, что Кришне нужно немедленно вернуться во Вриндаван, иначе Радха умрет.
Баладева сказал Нараде: «Пожалуйста, сыграй сладостный Враджа-киртан на своей вине, чтобы вернуть Кришну в чувства. Нарада ответил: «Нет, нет! Нужно все очень тщательно спланировать. Очнувшись, Он захочет немедленно отправиться во Вриндаван. Сначала нужно подготовить Его колесницу, и, как только Он придет в себя, мы посадим Его на колесницу и помчимся во Вриндаван». Рохини вмешалась в разговор: «Нет, нет! Мы не можем позволить Ему прийти во Вриндаван и застать всех жителей Враджа в таком ужасном состоянии. Будет лучше, если кто-то поедет впереди Кришны и сообщит всем Враджаваси, что Он скоро приедет, и они должны все подготовить, чтобы приветствовать Его.
Затем они обратились к Уддхаве: «Уддхава! Поезжай во Вриндаван и предупреди всех, что Кришна скоро приедет. Пусть устроят праздник в честь Его приезда». Уддхава ответил: «Я был там однажды и сказал им, что Кришна скоро приедет. Я действительно так думал, но что случилось? Он не приехал, и теперь мне никто не поверит. Если я вернусь туда, они подумают, что я мошенник. Лучше пусть едет Баладева». Баладева ответил: «Да, я тоже был там однажды, и рассказал ту же историю, что Кришна скоро приедет, но Он этого не сделал. Тогда кто поедет?» Субхадра сказала: «Я поеду. Я очень хочу увидеть маму Яшоду. Я пойду к ней домой, сяду к ней на колени и попрошу приготовить чудесный прасад для Кришны. Потом я буду ходить от двери к двери во Врадже и говорить Враджаваси: «Проснитесь, проснитесь! Нет больше времени горевать. Кришна скоро приедет!» Все подумали, что это отличная идея: «Пусть Субхадра едет! Приведите ее колесницу немедленно!» Баладева сказал: «Ну, если моя сестра едет, и Кришна едет, тогда я тоже поеду. Субхадра, позволь мне ехать впереди, а ты следуй за мной. Я буду защищать тебя».
Теперь может возникнуть вопрос: «Если Субхадра родилась в Двараке, как она может войти во Вриндаван? Дваракаваси не могут попасть во Вриндаван, но как туда может попасть Субхадра? Сестра Кришны во Врадже – Йога-Майа, не Субхадра. Когда ее привезли в Матхуру, Камса пытался убить ее. Тогда она вырвалась из его рук, вознеслась на небо и превратилась в Дургу. Она пнула Камсу ногой в лоб и сказала: «Тот, кто убьет тебя, уже родился в другом месте». Потом она исчезла. Позже та же Йога-Майа родилась у Васудевы и Деваки. Поэтому она может отправиться во Вриндаван, потому что она Йога-Майа. Но во Вриндаван мог войти и другой житель Двараки – Уддхава. Уддхава очень особенный. Сам Кришна послал его туда. Он хотел, чтобы Уддхава стал похож на Враджаваси, чтобы Кришна мог открыть ему свое сердце. Даже по сей день Уддхава находится недалеко от Говардхана, у Кусум-Саровары, и совершает там бхаджан в виде травинки.
Баладева и Субхадра сели на свои колесницы и отправились во Вриндаван. Колесница Кришны тоже ждала Его. Нарада Муни начал играть на своей вине, и как только Кришна услышал эти звуки, Он начал приходить в себя. Когда Он наконец очнулся, Ему показалось, что Он уже во Вриндаване. Кришна сказал: «Мама, мама! Скорей приготовь завтрак, мне надо идти пасти коров. Меня ждут друзья, я опаздываю. Мои коровы ждут меня на улице. О Пишанги, Мриданги, Калинди, подождите меня, я иду! О Субал, Мадхумангал, Кинкини, Арджун, подождите меня, я уже бегу!» Вдруг настроение Кришны изменилось. Он не мог найти свою флейту: «Где моя флейта? Наверное, хитрые гопи украли мою флейту? Когда я увижу их, я преподам им урок». Нарада Муни сказал: «Кришна, Кришна, ты не во Вриндаване. Ты находишься в Двараке». Кришна удивленно осмотрелся, увидев Нараду и Уддхаву: «Как вы оба попали сюда, во Вриндаван?» Нарада открыл ему истину: «Нет, нет! Ты не во Вриндаване, ты в Двараке». Когда, наконец, Кришна понял, что находится в Двараке, Он почувствовал очень сильную боль в сердце и сказал: «Нарада! Немедленно отвези меня во Вриндаван». Нарада пригнал колесницу, и Кришна помчался с большой скоростью. Так началась Ратха-Ятра. Сначала Баларам едет на своей колеснице, затем Субхадра и Кришна. Когда Кришна достиг Вриндавана, он приказал Даруке двигаться прямо в Кадамба –кьяри, где гопи ждали его в разлуке. Кришна увидел Шримати Радхику, лежащую на лотосах, и как только Он узнал о Её состоянии глубочайшей разлуки с Ним, Он начал проявлять необычайные чувства, и Его тело начало таять в экстазе, вновь проявляя ту самую форму Джаганнатха. В этот самый момент Баладева и Субхадра прибыли туда на своих колесницах. Когда они увидели Кришну в таком состоянии, их тела тоже начали менять форму и таять. Лалита прошептала Радхарани на ухо: «Очнись, очнись! Кришна здесь!» Как только Радхарани пришла в себя, она увидела Кришну в этой форме, и Лалита попросила ее: «Скажи Кришне, что ты здесь, и верни его в нормальное состояние». Постепенно Кришна пришел в себя.
Эта прекрасная история о Ратха-Ятре очень сокровенна. Только очень удачливые души могут услышать о таких играх. Почему чувство разлуки так важно для нас на начальных этапах духовного пути? Почему мы так много слушаем об играх, связанных с разлукой Кришны и Враджаваси? Потому что нам также нужно развить чувство разлуки с Радхой и Кришной. Вы можете спросить: «Как мы можем чувствовать разлуку, если мы никогда не встречали Кришну?» Поскольку Радха и Кришна так привлекательны, только слушая о Их славе, можно пробудить чувство разлуки, и сильное желание встретиться с Ними придет в наше сердце. Это процесс рагануга-бхакти, спонтанной любовной привязанности к Радхе и Кришне.
Среди преданных есть два типа веры: вайдхи-шрадха и рагануга-шрадха. С одной стороны, вайдхи-шрадха – это когда преданные следуют многим правилам и предписаниям, боясь попасть в ад или быть наказанным. Но более удачливые преданные развивают другой тип веры, которая приходит, когда мы слушаем об играх Радхи и Кришны. Это процесс рагануга-бхакти. Но как мы можем пробудить такое желание в нашем сердце? Только если мы будем слушать о таких играх. Если мы не будем слушать Враджа-катху, то такое желание никогда не проявится в нашем сердце, не будет стимула. «Бхагавад Гита» очень хороша как вводная книга, но, если мы будем сосредоточены на ней всю оставшуюся жизнь, у нас не будет возможности получить рагануга-шрадху. Мы должны добавить сладости этому процессу. Мадхурья-катха. Лучший маха-прасад для нас – это сладкая Враджа-катха.
За последние три дня мы слушали сладостные чудесные лилы Кришны. В этот месяц Пурушоттама мы должны быть очень осознанными и внимательными в отношении наших желаний. Чего мы хотим от Кришны? Пожалуйста, просите следующее: «О, Кришна! Я хочу войти в твои сладостные игры во Вриндаване и принять в них участие». Поэтому мы поем бхаджан:

 Декхите декхите бхулибо ва кабе
Ниджа-стхула-паричойа
Найане херибо враджа-пура-шобха,
Нитйа чид-анандамойа

 О чем там говорится? «Когда исчезнет мое телесное представление о жизни, и я смогу созерцать красоту Вриндавана?» Каков Вриндаван? Он наполнен духовным блаженством – анандой. Вриндаван полон драгоценных камней чинтамани. Эти камни способны исполнить все желания. Такие бхаджаны очень важно петь. Они могут дать нам стимул развить необходимую жадность, чтобы войти в игры Кришны во Вриндаване. Если нет стимула, то все эти вещи не проявятся.

 Нитйа-сиддха кришна-према садхйа кабху найа
Шуддха-шраванади-шуддха-читте карайе удайа

 Кришна-према, любовь к Кришне, вечно присутствует в сердце. Кришна-према – это природа души. Каждая душа по своей природе любит Кришну. Но как это проявится в сердце? Она не придет извне, любовь уже присутствует внутри как семя. Для того, чтобы ей прорасти, необходимо получить благоприятную среду. И что же это? В этой шлоке дается ответ: шраванади-шуддха-читте карайе удайа. В процессе слушания об играх Кришны во Вриндаване сознание очистится, и Кришна-према проявится изнутри. Хари-катха очистит сердце от всякой грязи. И постепенно, в конце концов, Кришна-према проявится как удивительное, прекрасное солнце в сердце. Нам очень повезло, что в этот месяц Пурушоттама мы можем погрузиться в безграничный океан расы.