По беспричинной милости Шрилы Гурудева и всех Махабхагавата ачарьев у нас есть прекрасная возможность собраться здесь снова. Сегодня мы будем говорить о славе Господа Джаганнатха. Как появился Джаганнатх? В чем смысл Ратха Ятры? Есть три разные истории о появлении Господа Джаганнатха. Существуют также различные значения фестиваля Ратха Ятра.

Сейчас я расскажу первую историю о явлении Господа Джаганнатха. Эта история описана в «Сканда Пуране» и известна большинству людей. В Сатья-югу, миллионы лет назад, на Земле жил очень благочестивый царь по имени Индрадьюмна Махарадж. Он был преданным Кришны очень высокого уровня. В своем дворце он поклонялся Господу с помощью различных анг бхакти. Кроме того, у него было место во дворце с бесплатным прасадом и ночлегом, чтобы принимать паломников.
Однажды два паломника пришли к нему во дворец, чтобы почтить прасад и отдохнуть. Между тем, они начали говорить о прекрасном Божестве Нила Мадхава, они имели редкую возможность увидеть его. Один из слуг царя услышал о Божестве и немедленно сообщил об этом царю. Индрадьюмна Махарадж захотел узнать, где находится это Божество, но, когда слуги пришли за паломниками, их там уже не было. Индрадьюмна Махарадж очень расстроился, потому что хотел получить даршан Нила Мадхавы. Тогда он решил послать по одному человеку в каждое из четырех направлений на поиски Нила Мадхавы, и они должны были вернуться только после того, как найдут его.
Высококвалифицированный брахман по имени Видьяпати направился на восток. Он проехал на лошади много миль. После долгих дней безуспешных странствий он добрался до маленькой деревушки на берегу океана. Там он начал искать место, где мог бы отдохнуть и принять прасад. Наконец, его приняли в доме Вишвавасу, который был главой деревни и очень благочестивым и религиозным человеком. В доме Видьяпати встретила дочь Лалита, которая попросила его ждать своего отца до конца дня. Когда Вишвавасу вернулся, он был украшен прекрасным сандаловым тилаком, и его тело источало очень сладкий аромат, который очень сильно впечатлил Видьяпати. Вишвавасу смиренно обратился к Видьяпати: «Прости меня за то, что я вернулся так поздно». И попросил свою дочь накормить Видьяпати и предоставить ему комнату для отдыха. Видьяпати держал в секрете истинную цель своего визита.
Вишвавасу, видя такого молодого, красивого и квалифицированного молодого мужчину, подумал, что он мог бы стать прекрасным мужем для его дочери, и позволил ему оставаться в доме столько, сколько тот хотел. Видьяпати решил остаться там на некоторое время, и каждое утро он видел, как Вишвавасу уходил один, а вечером возвращался, и все его тело было покрыто очень тонким ароматом сандалового дерева. Наконец он спросил Лалиту: «Куда ходит твой отец каждое утро? Что он делает там?» Лалита ответила: «Я не могу тебе сказать. Это секрет». Но Видьяпати уже чувствовал, что он, возможно, ходит поклоняться Нила Мадхаве.
Шли дни, Видьяпати и Лалита решили пожениться. Вишвавасу очень обрадовался и устроил свадьбу. Через несколько дней Видьяпати снова задал Лалите те же вопросы: «Куда ходит твой отец? Что он там делает?» Лалита ответила: «Я не могу тебе сказать. Это секрет». Видьяпати сказал: «Ты моя жена. У тебя не может быть от меня секретов». Лалита ответила: «Хорошо. Я расскажу тебе, но ты должен пообещать, что не расскажешь об этом моему отцу. Отец каждый день ходит поклоняться Нила Мадхаве в пещеру на вершине горы в очень уединенном месте».
Через некоторое время Видьяпати вновь обратился к Лалите: «Я твой муж, и ты должна стараться служить мне. Пожалуйста, убеди своего отца показать мне Божество». Желая исполнить просьбу мужа, Лалита пошла к отцу. Она очень настаивала, до тех пор, пока отец не согласился с её просьбой. Но Вишвавасу поставил одно условие: во время путешествия Видьяпати нужно будет завязать глаза повязкой. Видьяпати согласился с этим, и Вишвавасу посадил его на повозку и завязал глаза. Тогда Лалита решилась на одну хитрость. Она дала Видьяпати много горчичных зёрен и велела ему бросать их по пути одно за другим, чтобы в будущем он смог найти путь, следуя за цветами горчицы.
Путая следы зигзагами, Вишвавасу вёл повозку к тому самому месту, где находился Нила Мадхава. В конце концов, Видьяпати получил даршан Божества. Нила Мадхава – это Кришна. Нила означает синий. Синий Мадхава.
Через несколько дней Видьяпати сообщил, что на некоторое время возвращается в свое царство. Вишвавасу стал думать: «Почему Видьяпати так внезапно решил уйти? Мне кажется, что он хочет рассказать другим о местонахождении Нила Мадхавы». Тогда Вишвавасу запер Видьяпати в комнате на ключ, не разрешая ему выходить. Видьяпати умолял Лалиту: «Ты должна выпустить меня». Лалита пошла к отцу и сказала: «Если ты не освободишь Видьяпати, я покончу с собой!» Наконец, Вишвавасу согласился и отпустил Видьяпати.
Видьяпати вернулся к Махараджу Индрадьюмне и сообщил ему, что нашел Божество Нила Мадхава. Индрадьюмна Махарадж был настолько переполнен восторгом, что решил немедленно отправиться туда. Он взял всю свою армию, семью, казну и отправился в деревню. Но когда они прибыли туда, деревни уже не было. Все было покрыто песком. Дома, жители, долгожданные горчичные цветы – все исчезло. Индрадьюмна Махарадж был просто убит горем. Он отправился на берег океана и решил ничего не есть, пока не получит даршан Нила Мадхавы. Затем он услышал небесный голос: «Не отказывайся от своей жизни. Скоро ты сможешь получить мой даршан, но не в форме Нила Мадхавы. Я пошлю за тобой Брахму, который возьмет тебя на Вайкунтху».И действительно Брахма прилетел на своем лебеде и забрал Индрадьюмну Махараджа и Его жену Гундича Деви на Вайкунтху. Там они получили даршан Господа Нараяны, который также известен как Нила Мадхава.
Джаганнатха-лила.
История первая
«Ма» означает Лакшми, а «дхава» - муж. Позже, когда Брахма вернул их на Землю, прошли тысячи лет, и был уже другой царь, правивший царством Индрадьюмны Махараджа. Махарадж стал претендовать на свой пост. Спор был разрешен вороном по имени Какубушанди, который жил на Земле со времен Господа Рамачандры. Он сказал другому царю, что на самом деле царство принадлежит Махараджу Индрадьюмне. Также Брахма появился там и подтвердил эти слова.
Затем небесный голос снова сказал Индрадьюмне Махараджу: «Иди в место, известное как Чакра Тиртха, на берегу моря, там ты увидишь большое бревно. Возьми его с собой во дворец и изготовь из него мое Божество».
Когда Индрадьюмна Махарадж прибыл на место, он обнаружил, что бревно было настолько тяжелым, что даже сотни солдат и слонов вместе не могли вытащить его из воды. Но внезапно там появились Вишвавасу, Видьяпати и Лалита, и небесный голос сказал Индрадьюмне Махараджу: «Пусть они вытащат бревно и положат его на золотую колесницу». Они втроем легко вытащили бревно из океана и положили его на колесницу. Когда бревно прибыло во дворец, Индрадьюмна Махарадж пригласил много плотников, чтобы изготовить Божество, но все их инструменты сразу ломались. В конце концов, прибыл очень старый брахман по имени Махарана. Хотя он и был стар, от него исходило сияние юношеской красоты и силы. Он сказал царю: «Я могу изготовить Божество, но у меня есть одно условие: я хочу, чтобы ты закрыл меня в комнате на 21 день и позволил мне работать без какого-либо вмешательства. Никто не должен открывать дверь раньше времени». Индрадьюмна Махарадж согласился, и брахман начал свою работу.
Прошло 14 дней, но изнутри не было слышно ни звука, царица Гундича Деви очень забеспокоилась. Она рассуждала: «Этот плотник уже 14 дней ничего не ест и не пьет, и мы не слышим ни звука из его комнаты. Может быть, он умер, и нас обвинят в убийстве брахмана». Затем она повернулась к Махараджу Индрадьюмне и сказала: «Ты должен немедленно открыть дверь». Но он ответил: «Нет. Я обещал открыть дверь только через 21 день». Но Гундича Деви так настаивала, что Индрадьюмна Махарадж в конце концов согласился с ней. Когда они открыли дверь, то к своему удивлению обнаружили, что брахмана там нет. В комнате были три вырезанных Божества. Индрадьюмна Махарадж посмотрел на них и сказал: «Они не закончены. У них короткие руки, нет ног и большие глаза». В глубокой печали он повернулся к жене: «Я же говорил тебе, что не нужно открывать дверь раньше времени! Теперь Божества не закончены, и брахман ушел. Я нанес оскорбление». Махарадж плакал и горевал.
И снова небесный голос сказал: «Махарадж, не волнуйся. Это изначальная форма Божеств. Это их вечная форма. Ты должен установить их в храме и поклоняться. Проводи различные фестивали, такие как Ратха Ятра, Чандана Ятра, Снана Ятра и другие. Для Ратха Ятры вы должны поместить Божества на колесницы и пусть они проследуют до Сундарачала Мандира. Позже этот храм стал известен как Гундича Мандир. С тех пор фестиваль Ратха Ятра проводится каждый год. Это первая история о происхождении Господа Джаганнатха и о его необычной форме. Но почему у него такая форма? Почему он выбирает появляться именно так? Для этого есть очень сокровенная причина. Вся эта Хари-катха прекрасно описана в книге моего Гурудева, под названием «Происхождение Ратха Ятры», и вы можете скачать ее на нашем сайте purebhakti. сom. На мой взгляд, это одна из самых прекрасных книг Шрилы Гурудева.
www.purebhakti.com
Преданный 1: Насколько я помню, когда происходит Ратха Ятра, когда Враджаваси везут Кришну обратно во Врадж, это происходило 5000 лет назад. Но история Индрадьюмны Махараджа более древняя. Как мы можем примирить это?
Махарадж: Форма Господа Джаганнатха вечна. Он появлялся много раз до этого, не только в этот день Брахмы. В предыдущие дни Брахмы он тоже проявлял себя. Это вечная форма. Хронологически кажется, что есть последовательность, но Господь Джаганнатха также появлялся до этого. Например, кто появился первый, Махапрабху или Кришна?
Преданный 2: Если Махапрабху считается Кришной в настроении Шримати Радхарани, тогда Кришна.
Махарадж: Но время циклично. Махапрабху также появлялся в другие дни Брахмы до Кришны. Мы не можем сказать, кто появился первым, потому что оба они вечны. Кто первый, зависит от вашей точки зрения.
Преданный 3: Нила Мадхава выглядел так же, как Джаганнатх?
Махарадж: Нет. Нила Мадхава был подобен Божеству Кришны с головой, руками и ногами.
Преданный 4: Почему Нила Мадхава избрал только Видьяпати, чтобы тот мог увидеть его. Почему его больше никто не видел? И почему случилось так, что Божество исчезло?
Махарадж: До Видьяпати его могли видеть и другие. Например, паломники, прибывшие во дворец Махараджа Индрадьюмны. Что касается того, почему он исчез, это нигде не объясняется. Индрадьюмна Махарадж сказал Господу Джаганнатхе, что не хочет иметь детей, сыновей, потому что они начнут делить его наследство и будут сражаться друг с другом. Поэтому Господь Джаганнатха сказал ему, что во время Ратха Ятры ему будут служить потомки Лалиты и Видьяпати, которые известны как Дайита-пати, шабары станут поварами. А потомки Видьяпати и его жены-брахмани, брахманы Лакшми-пати будут служить ежедневно, за исключением Ратха Ятры.