Первый урок «Бхагавад-Гиты», данный Верховной Личностью Бога, Кришной, состоит в том, что мы не являемся этим телом. Первое руководство для духовного понимания состоит в том, чтобы знать, что я не являюсь ни своим телом, ни своим умом. Йоги, однако, тренируют тело и изучают психологию ума с помощью диаграмм, пытаясь понять природу бытия, но Кришна говорит, что мы — душа, а не тело. Таким образом, мы не достигнем духовного совершенства с помощью упражнений для тела и ума. Если я не являюсь этим телом и умом, как я могу понять свою душу, просто занимаясь гимнастикой или медитацией? Это классическая ошибка карми, гьяни и йогов.
Пища для Души
Карми — материалистичные люди, которые трудятся ради комфорта и чувственных наслаждений. Гьяни — это те, кто посредством ума пытаются понять сверхчувствительную реальность, используя логику и герменевтику (искусство толкования священных книг и древних текстов). А йоги — это те, кто практикуют физические и умственные упражнения, которые стимулируют состояние транса, открывают чакры, пробуждают кундалини и проявляют мистические силы.
Несмотря на их значительные усилия по достижению трансцендентности, вся эта деятельность относится исключительно к материальной, мирской сфере, то есть, деятельность, которая не может привести практикующего к трансцендентному, даже если она считается чрезвычайно тонкой. Деятельность такого рода мало способствует пониманию человеком своей истинной трансцендентной индивидуальности души, а также особых отношений, которые каждая душа поддерживает с Богом.
В противном случае, наделенный мистическими или паранормальными способностями, человек становится горделивым, считая себя самим Богом.
Согласно "Бхагавад-гите", все воплощенные живые существа имеют тонкое тело (ум, ложное эго и разум) и грубое тело (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и выполняют четыре основных вида деятельности: едят, спят, совокупляются и защищаются.
Однако, получив очень редкую возможность родиться в человеческом теле, мы должны узнать, чем мы отличаемся от других видов, и это - способность вопрошать о собственном существовании и о том, как любить Бога. Религиозность существует только среди людей, ибо только через этот тип сознания душа может максимально проявить свою вечную природу как слуга Господа. Смысл жизни не сводится к тому, чтобы доставлять удовольствие своим двум телам, он в том, чтобы использовать их в служении Верховному Господу, стремясь только к Его полному удовлетворению.
Таким образом, «Бхагавад-гита» объясняет, что попытка познать Бога с помощью умозрительных размышлений сравнивается с лягушкой, которая пытается вычислить размер Атлантического океана, находясь в луже. Мы не можем с помощью материальных чувств понять то, что является трансцендентным. Но если мы используем наши чувства в служении Верховному Господу, мы можем очистить и возвысить их, сделав способными взаимодействовать с Богом на сверхъестественном уровне.
Но это не значит, что считая себя не этим телом, мы должны полностью пренебрегать им. Иногда, некоторые люди перестают заботиться о своем физическом здоровье и в конечном итоге создают другие препятствия для выполнения своего собственного преданного служения из-за появления болезней и слабости. Именно по этой причине в «Бхагавад-гите» Кришна также учит нас, как заботиться о теле, чтобы мы всегда могли выполнять преданное служение. Хотя мы и не это тело, но через него мы даем пищу нашей душе. При правильном использовании тело перестает быть препятствием для духовного продвижения и становится фундаментальным союзником в этом процессе.
В «Бхагавад-гите» 6.16–17 Кришна говорит: «Тот, кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, не может стать йогом. Но тот, кто уравновешивает привычки в еде, сне, отдыхе и работе, может облегчить все материальные страдания с помощью практики йоги».
Кришна также учит, что во время еды мы должны наполнять желудок наполовину пищей, на четверть водой и оставлять одну четверть пустой для движения воздуха. Если за телом не ухаживать должным образом, оно падает и засыхает, как вырванное с корнем дерево, с которого больше нельзя получить цветы и плоды. Тело и чувства являются средством связи с миром и инструментами, созданными Богом, которые должны использоваться в служении Ему. Если тело используется как инструмент для служения Богу, то оно должно цениться как нечто также божественное.
Согласно "Бхагавад-гите", все воплощенные живые существа имеют тонкое тело (ум, ложное эго и разум) и грубое тело (земля, вода, огонь, воздух и эфир) и выполняют четыре основных вида деятельности: едят, спят, совокупляются и защищаются.
Однако, получив очень редкую возможность родиться в человеческом теле, мы должны узнать, чем мы отличаемся от других видов, и это - способность вопрошать о собственном существовании и о том, как любить Бога. Религиозность существует только среди людей, ибо только через этот тип сознания душа может максимально проявить свою вечную природу как слуга Господа. Смысл жизни не сводится к тому, чтобы доставлять удовольствие своим двум телам, он в том, чтобы использовать их в служении Верховному Господу, стремясь только к Его полному удовлетворению.
Таким образом, «Бхагавад-гита» объясняет, что попытка познать Бога с помощью умозрительных размышлений сравнивается с лягушкой, которая пытается вычислить размер Атлантического океана, находясь в луже. Мы не можем с помощью материальных чувств понять то, что является трансцендентным. Но если мы используем наши чувства в служении Верховному Господу, мы можем очистить и возвысить их, сделав способными взаимодействовать с Богом на сверхъестественном уровне.
Но это не значит, что считая себя не этим телом, мы должны полностью пренебрегать им. Иногда, некоторые люди перестают заботиться о своем физическом здоровье и в конечном итоге создают другие препятствия для выполнения своего собственного преданного служения из-за появления болезней и слабости. Именно по этой причине в «Бхагавад-гите» Кришна также учит нас, как заботиться о теле, чтобы мы всегда могли выполнять преданное служение. Хотя мы и не это тело, но через него мы даем пищу нашей душе. При правильном использовании тело перестает быть препятствием для духовного продвижения и становится фундаментальным союзником в этом процессе.
В «Бхагавад-гите» 6.16–17 Кришна говорит: «Тот, кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, не может стать йогом. Но тот, кто уравновешивает привычки в еде, сне, отдыхе и работе, может облегчить все материальные страдания с помощью практики йоги».
Кришна также учит, что во время еды мы должны наполнять желудок наполовину пищей, на четверть водой и оставлять одну четверть пустой для движения воздуха. Если за телом не ухаживать должным образом, оно падает и засыхает, как вырванное с корнем дерево, с которого больше нельзя получить цветы и плоды. Тело и чувства являются средством связи с миром и инструментами, созданными Богом, которые должны использоваться в служении Ему. Если тело используется как инструмент для служения Богу, то оно должно цениться как нечто также божественное.
Веды описывают, что мы состоим из четырех различных типов тел: анна-майя-коша (пища), прана-майя-коша (жизненное дыхание), гьяна-майя-коша (знание) и ананда-майя-коша (блаженство). Однако все эти четыре тела относятся к материальной сфере. Необходимо питать наши четыре материальных тела, но мы также должны ежедневно питать свою душу посредством практики Бхакти-йоги, преданности Богу. Это единственная пища, способная полностью насытить душу. Среди всех методов йоги только Бхакти способна предложить то, что нужно душе, а именно - божественную любовь.