(Составлено на основе стихов "Шри Чайтанья-Чаритамриты", Ади-лила, гл.4)

Исповедь любящего Бога
Кришна думал: "Вся Вселенная проникнута сознанием Моего величия, но любовь, ослабленная благоговейным трепетом передо Мной, не приносит Мне удовлетворения".

"Если человек чтит Меня как Верховную Личность Бога, а себя считает Моим нижайшим слугой, его любовь ко Мне не покорит Моего сердца и не возымеет власти надо Мной". 


"Я отвечаю взаимностью на любовь Моего преданного в соответствии с трансцендентной расой, в которой он поклоняется Мне. Такова Моя природа".


"Тот, кто испытывает ко Мне чистую любовь и преданность, считая Меня своим сыном, другом или возлюбленным, и кто, сознавая собственную значимость, относится ко Мне как к равному или даже покровительствует Мне, обретает власть надо Мной".


Преданное служение Мне возвращает живые существа к вечной жизни. О Мои дорогие девушки Враджа, ваша привязанность ко Мне - это великая удача, поскольку только своей любовью вы завоевали Мою благосклонность".


"Иногда мама связывает Меня, как своего сына. Она кормит Меня и оберегает, считая Меня совершенно беспомощным".


"Мои друзья в порыве чистых дружеских чувств взбираются Мне на плечи с возгласом: "Кем Ты Себя возомнил? Мы на равных!"


"Если Моя возлюбленная упрекает Меня в гневе, ее слова отвлекают Мой ум от благоговейных звуков ведических гимнов".


"Взяв с собой этих чистых преданных, Я низойду в материальный мир и явлю удивительные игры, неведомые на Вайкунтхе. Весь мир узнает о них, и даже Меня они приведут в изумление".


"Под влиянием йогамайи гопи увидят во Мне своего возлюбленного. Ни гопи, ни Я не заметим этого, потому что наши умы будут очарованы красотой и достоинствами друг друга. Чистая любовь будет связывать нас даже вопреки моральному и религиозному долгу. Порой судьба будет дарить нам встречу, а порой - разлучать нас".


"Я вкушу суть всей этой любви, и таким образом окажу милость всем Моим преданным. 

Каждый преданный в одной из четырех рас думает, что его чувства к Господу самые прекрасные, и в таком умонастроении он испытывает огромное счастье в общении с Кришной. 

Но если беспристрастно сравнить все расы, мы обнаружим, что супружеские отношения превосходит все остальные по сладости. Преданные испытывают возрастающую любовь в нескольких ароматах, от вкуса к вкусу. 

Но та любовь, что в иерархии желаний исполнена самого высшего вкуса, проявляется в супружеских отношениях с Господом".


"В сердцах девушек Враджа эта любовь беспредельна, но совершенства она достигает только у Шримати Радхики".


"Ее чистая и зрелая любовь не знает себе равных. Благодаря Ее любви, Господь Кришна вкушает всю сладость супружеских отношений".

"Поэтому Господь Гауранга, который является Самим Шри Кришной, принял чувства Радхи и таким образом исполнил Свои заветные желания".


"Кришна пожелал вкусить нектарную и безграничную сладость любви, которой исполнена одна из Его многочисленных возлюбленных во Врадже - Шри Радха, и таким образом принял форму Господа Чайтаньи. Он наслаждался этой любовью, пряча Свой собственный голубоватый цвет под Ее лучезарным золотым цветом. Пусть же Господь Чайтанья прольет на нас Свою милость".


"Радха и Кришна - единое целое, но Они предстают в двух телах. Так Они наслаждаются друг другом, вкушая сладость любви".


"Шримати Радхика являет Собой преображенную любовь Кришны. Она - Его внутренняя энергия Хладини".


"Энергия Хладини приносит наслаждение Кришне и питает жизнь Его преданных. Суть энергии Хладини - это любовь к Богу, суть любви к Богу - духовная эмоция (бхава) и наивысшее развитие этой эмоции - Махабхава".


"Шримати Радха Тхакурани - олицетворение Махабхавы. Она - вместилище всех добродетельных качеств и самая драгоценная жемчужина среди всех возлюбленных Кришны".


"Ее ум, чувства и тело исполнены любви к Кришне. Она является собственной энергией Кришны и помогает Ему в Его играх".


У Господа Кришны есть три категории возлюбленных: богини процветания, царицы Двараки и пастушки Враджа - самые возвышенные из преданных. Все они берут начало в Шримати Радхике. Богини процветания - частичные проявления Шримати Радхики, а царицы Двараки - отражения Ее образа. Враджа-деви - это экспансии Радхи , с помощью которых Она углубляет расу. Без множества возлюбленных раса утрачивает силу восторга. Поэтому у Шримати Радхики так много экспансий, помогающих Кришне в любовных играх".


"Возлюбленные Господа во Врадже делятся на группы сообразно их умонастроению, разнообразным чувствам и сладости. Они помогают Кришне вкусить всю сладость танца раса и других игр".


"Радха дарует блаженство Говинде и очаровывает Его. Она - жизнь и душа Говинды и самая драгоценная жемчужина среди всех Его возлюбленных".


"Трансцендентная Богиня Шримати Радхика - вечная спутница Господа Кришны, неотличная от Него Самого. Она - главная среди всех богинь процветания. Все в Ней привлекает всепривлекающего Господа, Личность Бога. Она - предвечная внутренняя энергия Господа".


"Деви означает "сияющая и прекраснейшая". Также оно означает "чудесная обитель поклонения и любовных развлечений Господа Кришны".


"Кришна-майи означает "та, у которой внутри и снаружи - Господь Кришна". Она видит Кришну повсюду, куда бы ни бросила взгляд".

"Кришна-майи может также означать, что Она едина с Господом Кришной, поскольку воплощает в Себе сладостные расы любви. Энергия Господа Кришны неотлична от Него".


"Она поклоняется Господу Кришне, исполняя Его желания. Поэтому Пураны называют Ее Радхика".


"Имя Радха происходит от корня слова "арадхана", что означает "поклонение". Она превосходит всех в преданности и Ее называют Радхикой".


"Во время танца раса гопи сказали: "Она искренне поклонялась Личности Бога. Поэтому удовлетворенный Господь Говинда отвел Ее в уединенное место, оставив всех нас".


"Радха - парама-девата, Верховная богиня, достойная всеобщего почитания. Она покровительница каждого и мать всей вселенной".


"Сарва-Лакшми" указывает на то, что Она в полной мере олицетворяет шесть достояний Кришны. Она - высшая энергия Господа Кришны".


"Слово "сарва-канти" указывает на то, что вся красота и сияние пребывают в Ее теле. Все Лакшми черпают в Ней свою красоту. "Канти" также может означать "все желания Господа Кришны". Все Его желания покоятся в Шримати Радхике. Она исполняет все желания Кришны".


"Кришна очаровывает весь мир, но Шри Радха очаровывает даже Господа Кришну, поэтому Она - Верховная Богиня".


"Шри Радха - это абсолютная энергия, а Кришна - обладатель этой энергии. Они не- отличны друг от друга, о чем свидетельствуют богооткровенные писания. Поистине, Они едины и неотделимы друг от друга, как аромат неотделим от мускуса или жар от огня. 

Хотя Радха и Кришна суть одно целое, Они принимают два образа, чтобы наслаждаться Своими сладостными играми".


"Кришна говорит: "Я - изначальный источник всех рас. Я - абсолютная духовная истина, и Я соткан из абсолютного блаженства, но любовь Шримати Радхарани сводит Меня с ума. Я не понимаю, насколько глубока любовь Радхи, которой Она неизменно покоряет Меня. 

Любовь Радхи - мой учитель, а Я - Ее танцующий ученик. Ее любовь заставляет Меня каждый раз танцевать по-новому".


"Сколько бы Я ни наслаждался вкусом Своей любви к Шримати Радхике, Она в Своей любви ко Мне испытывает наслаждение в десять миллионов раз больше. Я - обитель всех противоречивых качеств, так и любовь Радхи всегда полна противоречий".


"Любовь Радхи не знает границ. Даже заполнив собой все сущее, она неизменно продолжает расширяться. Поистине, нет ничего выше Ее любви. Однако Ее любовь не имеет и тени гордыни, и это показывает насколько она велика. Слава любви Радхи, несмотря на то, что она беспредельна, она тем не менее с каждым мгновением нарастает. Она бесценна, но в то же время чужда гордыни, чиста, но полна лукавства".


"Шримати Радхика - наивысшая обитель этой любви, а Я - тот единственный, на кого она обращена. Я наслаждаюсь блаженством, которое доступно любимому. Но Радха, любящая, испытывает наслаждение в десять миллионов раз большее. Если Я Сам когда-нибудь смогу стать вместилищем Ее любви, тогда я смогу познать радость, которую испытывает Радха, даруя эту любовь".


Кришна размышлял: "Все говорят, что Я исполнен блаженства и полон всех рас. Весь мир черпает наслаждение во Мне. Невозможно найти в мире того, кто в сравнении со Мной обладал бы большими достоинствами. Но Я вижу, что Радха способна доставить Мне радость".


"Хотя Моя красота затмевает красоту десяти миллионов богов любви, несравненная и непревзойденная, она наполняет радостью все три мира, и тем не менее красота Радхарани дарует наслаждение Моим глазам".


"Звук Моей божественной флейты пленяет все три мира, но Мой собственный слух очаровывают сладостные речи Шримати Радхарани".

"Хотя Мое тело наполняет ароматом все мироздание, благоухание тела Радхарани пленяет Мой ум и сердце".


"Благодаря Мне все творение исполнено различных вкусов, но Сам Я очарован нектарным вкусом уст Шримати Радхарани".


"И хотя Мое прикосновение прохладнее десяти миллионов лун, прикосновение Шримати Радхарани освежает Самого Меня".


"Итак, хотя Я - источник счастья всего сущего, красота и достоинства Радхики - это Моя жизнь и душа".


"Таким образом можно понять Мои нежные чувства к Шримати Радхике, однако, размышляя о них, Я нахожу противоречие".


"Я черпаю полное удовлетворение, когда Мои глаза устремлены на Шримати Радхарани. Однако, глядя на Меня, Она испытывает еще большее удовольствие".


"Когда Радхарани слышит шелестящий звук трущихся друг о друга стволов бамбука, Она всеми мыслями устремляется к этому звуку, принимая его за пение Моей флейты. А завидев дерево тамала, обнимает его, принимая за Меня".


"Шри Кришна обнял Меня, - думает Она, - Теперь Моя жизнь увенчалась успехом". Так, прильнув к стволу дерева, Она поглощена мыслями об удовольствии Кришны".


"Когда благодатный ветерок доносит до Нее аромат Моего тела, Она, ослепленная любовью, пытается взлететь навстречу этому дуновению".


"О, Моя дорогая благословенная Радхарани, Твой облик - источник всей красоты. Твои алые уста слаще нектара бессмертия, лицо Твое источает аромат лотоса, Твои сладостные речи приятнее пения кукушки, а каждая часть Твоего тела прохладнее сандаловой пасты. Ты украшена всеми достоинствами, и, когда Я наслаждаюсь Твоей красотой, блаженный восторг охватывает все Мои трансцендентные чувства".


"Ее глаза очарованы красотой Господа Кришны. Ее тело трепещет от восторга при Его прикосновении. Ее слух всегда пленяется Его сладостным голосом, вдыхая, Она пытается уловить Его аромат, а язык жаждет нектара Его нежных уст. Она опускает Свое лотосное лицо, делая вид, что проявляет самообладание, но это не помогает Ей скрыть невольные проявления любви к Господу Кришне".


"Принимая все это во внимание, Я заключаю, что во Мне есть какое-то неведомое очарование, способное подчинить саму жизнь Моей покорительницы, Шримати Радхарани. Я очень хочу изведать счастье, которое Радхарани черпает во Мне".


"Несмотря на все усилия, Я так и не могу ощутить это счастье. Однако Мое желание изведать его становится все сильнее с каждым разом, когда Я вдыхаю его сладостный аромат. 

Я прихожу в материальный мир только для того, чтобы изведать этот вкус чистой любви в самых разных его проявлениях".


"Я учу преданному служению, которое основано на спонтанной любви ко Мне, лично показывая это в Своих играх".


"Но Я так и не смог исполнить три сокровенных Своих желания, ибо в Моем положении это невозможно. До тех пор пока Я не предстану в сиянии экстатической любви Шримати Радхики, Мои желания не могут быть исполнены. Поэтому, приняв умонастроение и цвет тела Радхарани, Я приду на Землю, чтобы удовлетворить три Своих желания".


"Желая постичь величие любви Шримати Радхарани, познать несравненную сладость качеств Шри Кришны, которой Она одна наслаждается, благодаря Своей любви, а также чтобы изведать счастье, которое Она черпает в Его любви, Кришна в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, великодушно наделенный такими чувствами, является из лона Шримати Шачи-деви, словно полная Луна, взошедшая из глубин океана".


"Размышляя таким образом, Господу Кришне захотелось вкусить бесконечно сладостные расы этой любви. Он жадно пожелал, чтобы эта любовь все больше и больше горела в Его сердце".


"Сладость Моей красоты поразительна, безгранична и абсолютна. Никто в трех мирах не обнаружил ее предела. Однако, только Радхика, благодаря силе Своей любви, вкушает во всей полноте нектар Моей сладости. Хотя любовь Радхи чиста, как зеркало, но с каждым мгновением она становится еще чище". 


 "Сладость Моей красоты тоже беспредельна, но перед этим зеркалом она начинает сиять все новыми и новыми оттенками. Моя сладость и зеркало любви Радхарани пытаются превзойти друг друга. Но в их вечном состязании нет победителя. Когда Я размышляю над тем, как вкусить сладость Моей красоты, Я обнаруживаю в Себе желание оказаться на месте Радхи".


"Кто превзойдет Меня в богатстве мадхурьи (сладости), неведомой прежде и всех приводящей в изумление? Однако теперь Я Сам изумлен и смущен ею; Я жажду насладиться этой красотой, подобно Шримати Радхарани".


"Жажда тех, кто всегда пьет нектар этой сладости, никогда не утолится. Напротив, эта жажда нарастает все больше и больше".


"Желание удовлетворить свои чувства - это вожделение, а желание удовлетворить чувства Господа Кришны - это чистая любовь".


"Социальные обычаи, заветы писаний, потребности тела, свои обязанности, скромность, терпение, телесные удовольствия, своекорыстие и путь варнашрама-дхармы, от которых трудно отказаться, - гопи отказались от всего этого. Они оставили своих близких, не побоявшись наказаний и упреков, во имя служения Господу Кришне. Они с любовью служат Ему ради Его удовольствия. Такова сильная привязанность к Господу Кришне, безупречно чистая, подобная новой, ничем не запятнанной одежде".


"Поэтому, между вожделением и любовью есть огромная разница. Вожделение подобно непроглядной тьме, а любовь - яркому солнцу. Таким образом, в любви гопи нет ни малейшего намека на вожделение. Отношения, которые их связывают с Кришной, предназначены только для Его удовольствия. Гопи не заботятся о собственном счастье или горе. Все их мысли и поступки посвящены лишь удовольствию Кришны. Некогда Господь Кришна пообещал Своим преданным отвечать им взаимностью, согласно тому, как они поклоняются Ему. Однако Кришна Сам признается, что не смог исполнить Свое обещание в ответ на поклонение гопи.


"О гопи, даже за всю жизнь Брахмы Я не смогу отплатить вам за ваше чистое бескорыстное служение. Ваша связь со Мной безупречна. Вы поклонялись Мне, разорвав все семейные узы, столь дорогие сердцу каждого. Пусть же ваши славные дела и будут вам воздаянием".


"О Арджуна, никто не питает ко Мне столь же глубокой и возвышенной любви, как гопи, которые омывают и украшают свои тела только потому, что считают их Моей собственностью".


"Чувства, которые испытывают гопи, обладают еще одним удивительным свойством, сила которых превосходит мирское понимание. Когда гопи видят Кришну, они, сами того не желая, испытывают безграничное блаженство. И тем не менее, они испытывают блаженство в десять миллионов раз большее, чем блаженство Кришны, когда Он смотрит на них. Гопи не ищут себе удовольствий, но даже в этом случае их счастье возрастает. В этом, конечно же, есть противоречие".


"При виде гопи счастье Господа Кришны возрастает, равно как и Его несравненная красота. Глядя на красоту гопи, Кришна Сам становится еще красивее. А чем дольше гопи любуются красотой Кришны, тем красивее становятся они сами. Таким образом, между ними происходит состязание, в котором нет побежденных".


"Кришна наслаждается красотой и достоинствами гопи. И когда гопи видят Его радость, их счастье усиливается. Счастье обители любви заключается в счастье объекта этой любви. Любящий обретает счастье тогда, когда счастлив любимый. В этих отношениях нет места жажде собственных удовольствий".


"Лотосоокая Радхарани в сердцах проклинала Свою экстатическую любовь, вызывавшую потоки слез, которые мешали Ей видеть Говинду".


"В естественной любви гопи нет и тени вожделения. Она безупречна, светла и чиста, как расплавленное золото". Гопи - помощницы, наставницы, подруги, жены, дорогие ученицы, наперсницы и служанки Господа Кришны".


"О, Партха, Я говорю тебе истину. Гопи - и помощницы Мне, и учителя, и ученицы; они Мои служанки, подруги и жены. Я не знаю, кем они Мне не приходятся".


"О, Партха, гопи знают о Моем величии, о любовном служении Мне, о Моем умонастроении и о том, как Меня почитать. Никто другой по-настоящему этого не знает".


"О, Партха, во всех трех мирах Земля - самая благословенная из планет, потому что на ней находится Вриндаван. А во Вриндаване нет никого превыше гопи, ибо среди них - Моя Шримати Радхарани".


"Шримати Радхика - первая среди гопи. Она превосходит их всех красотой, благими качествами, удачей и, прежде всего, любовью".


"Как Радха дорога Господу Кришне, так и Ее озеро Радха-кунда очень дорого Ему. Из всех гопи только Она является самой дорогой для Кришны".


"Господь Кришна оставил других гопи во время танца раса и принял Шримати Радхику в Свое сердце, потому что именно Она помогает Господу понять суть Его желаний".


Шрила А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада комментирует эти откровения:


"Господь настолько милосерден, что нисходит лично, чтобы привести падшие души обратно домой в Царство Божье, где принципы любви Бога вечно переживаются в их истинной форме, отличной от извращенной сексуальной любви, которой поклоняются и практикуют падшие души, находясь в больном состоянии.


Причина, по которой Господь проявляет раса-лилу, состоит в том, чтобы побудить все падшие души отказаться от своей нездоровой морали и религиозности и привлечь их в Царство Бога, где они смогут насладиться трансцендентной реальностью.


Человек, который действительно понял, что такое раса-лила, наверняка возненавидит заниматься сексом. Для осознавшей себя души слушание о раса-лиле Кришны через истинную линию приведет к полному отказу от сексуальных удовольствий".



Прежде чем раскрыть близкие отношения божественной четы Шри Радхи и Кришны, Кришна дас Кавирадж Госвами, автор "Шри Чайтанья-Чаритамриты", поясняет, почему он делает это, даже несмотря на то, что некоторые люди, возможно, могут дать мирскую оценку этих игр, осуждая чистоту трансцендентных качеств Божественной Четы.

"Не стоит раскрывать все эти выводы общедоступно, - говорит он. Однако, если они не будут открыты, никто не поймет их надлежащим образом. Таким образом, раскрывая только суть, я буду упоминать их так, чтобы любящие преданные понимали, а глупцы - нет. Все эти выводы подобны недавно отросшим ветвям мангового дерева; они всегда удовлетворяют преданных, похожих на кукушек. Непреданные, похожие на верблюдов, не способны понять такие темы. Так что в моем сердце особая радость".